Поскольку речь идет о сознании человека, то суть вопроса практически сводится к рассмотрению проблемы антропосоциогенеза -естественно-исторического происхождения человека и общества. Решение этой проблемы возможно только в рамках материалистической философии (в ее союзе с частными науками). Поэтому все другие концепции происхождения сознания (идеалистические, религиозные и т. д.) нами не рассматриваются. Появление на Земле человека как высшей формы живого, с его развитыми возможностями отражения и самоотражения, означало поворотный пункт в развитии живого: с появлением homo sapiens биологическая эволюция человека потеряла свое значение. С этого момента основным фактором развития сознания стала социокультурная эволюция.

В эволюционном отношении сознание возникло из потребности регулировать социальные отношения людей. История сознания (и подсознания) впечатана в структуры головного мозга как субстрата деятельности. Во-первых, это ретикулярная формация. Ею обеспечивали свою жизнедеятельность хладнокровные рептилии. Отсюда наименование этого нижнего напластования - «мозг рептилии». Во-вторых, это подкорковые структуры мозга, т. е. лимбическая система («лимб»), полученная человеком в наследство от теплокровных млекопитающих. «Лимб» обеспечивает так называемое подкорковое мышление, выводящее на тот или иной уровень осмысления чувственно-эмоциональные резервы психики. В-третьих, это верхний, собственно человеческий этаж мозга, именуемый корой больших полушарий. Это название удачно выражает масштабы сознания и подсознания: сознание - тонкая пленка, скрывающая под собой глубокий «водоем бессознательного». В познавательном отношении сознательное и бессознательное сопоставимы как рациональное и иррациональное, как логика и интуиция.