Исходя из принципа познаваемости мира в марксистской философии знание рассматривается как процесс отражение внешнего мира в сознании человека. Этот процесс — сложный и противоречивый. Вещи и процессы отражаются в чувственных представлениях и понятиях. Более содержательным, полным оказывается отражение в форме суждений, умозаключений, в виде научных законов и развитых теоретических систем, выработка и принятие которых подготавливаются гипотезами. Принцип отражения следует понимать не натуралистически, не просто как естественную способность человеческой головы, а как способность, сформированную исторически, в процессе материальной деятельности людей, общественной практики.

Отражение есть активный, а не пассивный процесс взаимодействия субъекта с объектом. Объект включается в сферу познания, будучи опосредованным практической деятельностью. Объективный мир детерминирует деятельность людей, их сознание, но субъект активен, опираясь на законы объективного мира, он познает его и целесообразно преобразует.

Под практикой марксизм понимает прежде всего общественно - производственную деятельность людей. Эксперимент в лаборатории ученого или в заводской лаборатории, проводимый при помощи научной аппаратуры, являющейся показателем и выражением успехов производства и наук, также является частью общественно-производственной практики. Если человек действует на основе правильного представления о предметах, закономерностях объективного мира, он достигает заранее намеченных результатов. Таким образом, успехи практической деятельности людей являются проверкой применяемых в ней теоретических представлений. Ошибки и неудачи в практической деятельности свидетельствуют о неполноте знаний и таким образом толкают к преодолению этих ошибок, т. е. к дальнейшему, все более глубокому познанию мира и его закономерностей.

Практика выступает основой и критерием истинности знаний человека об объективной реальности. Практика — основа единства живого созерцания и абстрактного мышления. Для устранения ошибок в мышлении и использования выводов теории в жизни необходимо идти от практики к мышлению и от мышления к практике, проверяя ею правильность результатов абстрактного мышления. Следовательно, практика выступает не только основой познания и критерием истины, но и целью познания объективного мира. Практика лежит в основе всех этапов познания объективной реальности. Живое созерцание человеком природы, как и абстрактное мышление людей, исторически могли возникнуть и развиваться лишь в процессе практического воздействия человека на природу и общество, в ходе общественно-производственной деятельности людей.