Бытие человека в мире - это его освоение. Базисным способом освоения мира является практика - система деятельности, преобразующей объективную реальность в интересах выживания человека и общности. Практическое освоение мира реализуется в формах общественного производства, хозяйственно-бытовой деятельности, изменения общественных отношений, научного эксперимента. 296


Наряду с практическим освоением мира в структуру человеческой деятельности входят его духовное и духовно-практическое освоение. Духовное освоение мира - это его познание, оценка, мысленное наделение какими-то значимыми свойствами (в мифе, религии), эмоциональное переживание (страх, наслаждение). Духовно-практическое освоение - это введение фрагментов реальности в структуру общественных отношений и человеческой деятельности. Например, лес как фрагмент природы может быть вырублен, распахан и засеян в целях обеспечения земледельческого производства (практическое освоение). Тот же лес (или созданное поле) может быть мысленно наделен разнообразными свойствами (миф), стать предметом эстетического наслаждения, объектом познания (духовное освоение). Этот же лес (поле) может использоваться для ритуальных плясок, жертвоприношений, игры в прятки, он может быть превращен в собственность отдельных людей или общностей (духовно-практическое освоение).

Познание играет ведущую роль во всех возможных способах освоения мира. Значимость его тем выше, чем большее место занимает практически-преобразовательный компонент деятельности. Для эстетического наслаждения знать лес вовсе не обязательно; для игры в прятки или определения границ владений какие-то знания желательны; для практического его использования они совершенно необходимы. В духовном и духовно-практическом освоении мира могут играть важную роль иллюзорные образы реальности, но в отношении практики они бессильны.

Принципиально важным является соотношение знания и мнения, с различения которых в античности, собственно, и началась история европейской гносеологии.

Знание как наличие в сознании адекватных образов каких-то фрагментов реальности соотносится с незнанием (отсутствием таковых).

Граница знания и незнания подвижна, диалектична. Определение этой границы само является видом знания. В современной терминологии «знание о незнании» называется проблемой. Если эта граница не определена, размыта, заменителем знания (его суррогатом) становится мнение - преимущественно субъективный образ реальности, в котором фиксируются не столько свойства объекта, сколько состояние внутреннего духовного мира субъекта. В формировании мнения прослеживается определенная диалектика. С одной стороны, наличие собственного мнения есть индикатор свободы и целенаправленной активности субъекта, с другой - подавляющее большинство «собственных мнений» суть продукт воспитания, давления среды, средств массовой информации и т. д.

Познание - одна из сущностных функций сознания. Познавательная (когнитивная) сфера сознания неразрывно связана с другими сферами.

Ценностно-смысловая сфера сознания отражает объект в виде ценности, т. е. фиксирует его значимость для человека или общества. Знание - это фиксация свойств объекта безотносительно к желаниям и оценкам субъекта. Оно составляет базу для оценки. Однако налицо и обратное воздействие: ценностные структуры сознания определяют, что считать знанием, незнанием, мнением, иллюзией в каждом конкретном случае.

Аналогично обстоит дело с взаимоотношениями знания и мотивационно-волевой сферы сознания. В ней формируются цели и мотивы деятельности, желаемые образы реальности. Их диалектика проявляется во взаимном обосновании и взаимном стимулировании. Познание объективных законов направляется, организуется разнообразными желаемыми образами реальности.

Механизмом поддержания целостности сознания является вера - волевой акт принятия каких-то образов, ценностей, желаний за адекватные, соответствующие миру, месту человека в мире и самой сущности человека. Эта функция веры относится и к поддержанию целостности знания как такового. В силу бесконечного многообразия реальности и относительности границы «знание-незнание» любое отражение объекта (знание) всегда фрагментарно, неполно, неопределенно. Однако человек как в духовном, так и в практическом освоении мира нуждается в определенности. Бесконечный перебор аргументов «за» и «против» конкретного решения (в том числе производственно-технического) в условиях неоднозначности и неопределенности знаний и ценностей уподобил бы его сороконожке, так и не решившей с какой ноги начать движение. Вера ставит предел неопределенности. В этом смысле можно сказать, что любая система знаний и ценностей основана на вере в их адекватность.


Можно выделить три существенных стороны знания и соответственно три возможных подхода к его трактовке.

1. Со стороны содержания знание - это отражение объекта, что вытекает не только из формальных принципов субъектно-объектного подхода к познанию, но и из функции знания как обоснования и ориентира практическо-преобразовательной деятельности. Утрата такого понимания знания растворяет его в калейдоскопе многообразных феноменов сознания, выполняющих иные функции. Абсолютизация его чревата догматизмом.

2. Со стороны происхождения знание - это мысленная конструкция, основанная на определенном уровне развития познавательных способностей человека, испытывающая влияние ценностно-смысловых и мотивационно-волевых структур сознания. Утрата такого понимания отбрасывает гносеологию к докантовскому наивному реализму. Абсолютизация его направляет гносеологию в сторону агностицизма.

3. Со стороны результата знание - это определенное состояние сознания субъекта, что очевидно для любого студента. На экзамене предметом оценки (которая ставится «за знания») является именно состояние сознания студента, наличие или отсутствие набора требуемых мысленных образов. При этом соответствие их реальности и происхождение (результат творческого мышления или механического заучивания, или даже гипнотического внушения) остается «за кадром». Эта сторона знания характеризует его реальное бытие - оно всегда воплощено в содержании и структурах сознания определенного субъекта. Абсолютизация этого момента стирает грань между действительным знанием и субъективными фантазиями, галлюцинациями.

Эти три стороны знания всегда существуют в единстве. В разных конкретных ситуациях на первый план может выходить одна из них в качестве ведущей.

Для освоения мира через его практическое преобразование с помощью техники, безусловно, ведущей является трактовка знания как отражения. В освоении мира путем приспособления сознания к ситуации («психотехника», характерная для многих восточных религиозно-философских систем) на первый план выступает трактовка знания как состояния сознания. На основе восточной традиции возможно достижение весьма значительных результатов в управлении собственной психикой, но технику создавать принципиально невозможно. Характеристика знания как результата целенаправленного конструирования образа реальности очевидна на примере научно-теоретической деятельности.