Форма близка к категории явления, она, как было указано, выявляет содержание, представляет предмет вовне. Было также указано, что явления могут не только демонстрировать, но и скрывать сущности. Форма, искаженно представляющая содержание, называется превращеной формой. Простым случаем такого искажения является, например, ложное представление о суточном вращении Земли, когда говорят, что Солнце «всходит и заходит». Более сложным - представление о том, что в классовом обществе могут существовать политические партии, выражающие интересы «всего народа». Формой, превратно выражающей метафизические (всеобщие) устремления и чувства человека, является религия. Превращенными формами труда являются деньги, прибавочная стоимость, капиталистическая прибыль. Эти последние поверхностному созерцанию представляются не связанными с трудом, не являются результатом эксплуатации труда наемного работника. Научное отображение подлинной субстанции этих превращенных форм - человеческого труда - здесь отсутствует.


Превращенная форма, будучи оторванной от содержания, представляется чем-то самостоятельно существующим, некоей самодостаточной субстанцией. Так на основе представлений об оторванности денег от человеческого труда строится иллюзия чистого их самовозрастания в результате биржевых или рыночных спекуляций: деньги якобы самовозрастают, делаются «из воздуха», не взвинчивая конфликт между трудом и капиталом. В результате теряется из виду сам подаваемый формой предмет: на место предмета как системы, порождающей формы, становится квазипредмет - сама превращенная форма.

Превращенные формы, представляя себя самостоятельными субстанциями, обеспечивают стабильность системы и противодействуют ее изменениям: в них нет внутренней динамики и противоречий, они принимаются на веру, не подлежащую сомнениям. Однако с ходом своего развития система сбрасывает эти ложные формы. Люди обнаруживают вращение земли вокруг своей оси, раскрывают тайну капиталистического накопления, земную основу мистификации метафизики человеческого бытия и т. д.

Задача познания (науки) - вскрывать внутреннее содержание предметов и искать адекватные ему формы. Остановка исследования на уровне фиксации (описания) эмпирически данных превращенных форм ведет к «вульгарному типу научности» (К. Маркс).

В то же время в реальном историческом процессе превращенные формы подчас выступают в качестве реальной социальной силы: таковы объединяющие возможности религий, значимость фактора харизматического лидерства (тоже превращенная форма коллективизма) и т. п. Однако это скорее касается стихийных социальных процессов. Развитие культуры, научного человеческого мамосознания снижает социальную действенность превращенных форм.