Определения этих категорий достаточно просты. Причина - это явление, действие которого влечет за собой другое явление. Соответственно последнее называется следствием. Категории «причина» и «следствие» отражают в нашем сознании генетические связи мира, существующие в нем в процессах его движения и развития.

Здесь необходимо также утвердиться в понимании реальности в природе причин и следствий и объективности содержания этих категорий. Конечно, как и все другие, эти категории являются условиями организации нашего опыта (по Канту), но они не являются лишь игрой нашего «чистого разума», они - результаты человеческого опыта, хотя, конечно, не индивидуального, а общечеловеческого и общеисторического.

Далее следует утвердиться в диалектическом понимании этих категорий. Вопреки механическому пониманию причинности как одностороннего воздействия причины на следствие и пассивности следствия, причинность следует понимать как взаимодействие между причиной и следствием на основе обратных связей с возможностью перестановки местами причины и следствия. Следствие не является пассивным осадком взаимодействия, оно всегда взаимодействует с причиной и изменяет ее. Кроме того, любое следствие в свою очередь становится причиной следующих процессов и их следствий.

Отсюда понятна абсолютность наличия в природе причин и следствий. Нет ни беспричинных явлений, ни «первых», либо «последних» причин. Мир бесконечен в своих причинно-следственных связях, бесконечен во времени и пространстве.

Необходимо признавать разнообразие причинно-следственных связей в природе. В макромире они одни, это чаще всего привычные нашему обыденному сознанию динамические (силовые) взаимосвязи, когда причина «работает» из прошлого в настоящее и находится вне и до следствия. В микромире эти связи причудливо иные. Там, согласно данным современной физики, следствие может опережать причину, быть неоднозначным, «веерным» и т. д. В человеческом обществе наблюдается идеальная, целевая причинность, когда наши цели, будучи потенциальным следствием наших действий, становятся реальными причинами наших действий, направленных на достижение этих целей. Непризнание этой диалектики (этого противоречия) ведет к мистификации социальной причинности, утверждениям о том, что наши цели не вытекают из нашей реальной жизни, а являются феноменами чисто духовными и извне, из потусторонних сфер управляют нами. В отношении природы в целом такой никак не связанной с природой целью является потусторонний творец. В науке, в частности, в биологии, такое представление об оторванности целей от материальной природы порождает так называемый витализм, который вовсе не историческая давность, а реально противостоящая научной биологии позиция, распространенная и сегодня.