Одной из задач философии истории является постановка вопроса о смысле и направленности развития планетарного социума.

В социально-философской литературе представлены различные интерпретации смысла истории:

К. Ясперс полагал, что он в движении к всеобщему объединению культур;

Ф. Фукуяма - к состоянию демократизации и правовому миропорядку;

марксизм - к «царству свободы» - коммунизму; В. И. Вернадский - к ноосфере;

Представители русской православной традиции - к обожению мира.

Таким смыслом общечеловеческой истории на современном этапе может стать необходимость предотвращения глобальных угроз, носящих как экзогенный, так и эндогенный характер.

Совокупность деятельности субъектов истории вызывает динамизм общественной системы. Куда же ориентирован вектор социальных перемен?

Идея регрессивного развития общества была превалирующей до конца XVIII в. Золотой век - исходное состояние человеческого общежития, последующие эпохи - деградация.

Волнообразно-циклическая модель эволюции социума также имеет много сторонников. Ее истоки следует искать в древнеиндийской, древнекитайской, античной философии. Основная мысль: изменения в обществе подчинены закону повторяемости и обратимости. Подобные взгляды разделяли А. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л. Н. Гумилев, П. Сорокин.

История как всеобъемлющий прогрессивный процесс, подчиняющийся единым закономерностям, представлена в идеалистическом варианте наиболее полно концепцией Гегеля. История - это «прогресс в сознании свободы». По степени наличия в сознании этой свободы Гегель и выделяет основные этапы всемирной истории и наиболее значимые типы лидирующих народов в ее эволюции.

Материалистическая интерпретация истории наиболее зримо реализована в марксизме. Ее суть: производительные силы и производственные отношения, образуя экономическую субстанцию любого общества, определяют в общих чертах и в конечном итоге всю иерархию общественных отношений: и политико-правовую и социально-культурную сферы общества во всей их полноте.