Согласно протестантской этике, чем энергичнее верующий преследует свое «мирское призвание», удачливее ведет свое «дело», тем очевиднее свидетельство его избранности. Тем самым учение о мирском призвании переносило ответ о спасении души верующего с небес на землю. В результате эта основная духовная проблема превращалась в проблему мирской этики. Более того, в деле спасения не отказывали и бедняку, поскольку его душа открыта Богу. Проповедь модифицированных в интересах народных масс кальвинизма и лютеранства пробуждала в этой среде сознание духовного достоинства и социальной значимости каждой человеческой личности независимо от ее сословного статуса.

Суть протестантской этики вкратце такова. Сакральной, приближающей к Богу считалась религиозно-этическая, ценностно-мотивационная оценка труда как средства к спасению души. В этом плане важен лишь внутренний мотив и обусловленная им степень упорства и прилежания в труде. Главную роль играет нравственное (духовное) напряжение, самоотреченное служение, а не степень престижности данного труда. Отсюда — нравственное достоинство трудящихся (на любом поприще) и труда, который нельзя «освободить». Протестантская этика успешно противостояла всем великим утопиям (включая марксистскую) о коллективном и всеобщем обретении земного рая. В то же время работа М. Вебера о протестантской этике — не индульгенция нашим современным «нуворишам» (скоробогачам), получившим своё богатство неправедным путем.