Религиозно-экзистенциальная философия Н. А. Бердяева (874-948), проблема свободы и творчества
Н. А. Бердяев - русский религиозный философ, персоналист. В студенчестве примыкал к марксистам, затем перешел к неокантианству и религиозной философии. Главные темы философии Бердяева: свобода человека («Философия свободы», 1911), творчество («Смысл творчества», 1916). Созданная им система экзистенциальной христианской философии призвана объяснить проблему активности и свободы личности. Согласно Бердяеву, свобода - первооснова бытия. Однако в реальном мире господствует объективация, упраздняющая свободу человека.
Именно в творчестве человек ощущает себя свободной личностью, по крайней мере, на какой-то момент. Однако результаты творчества неизбежно включаются в земной круговорот идей и вещей, объективируются. В этом заключается трагическая участь человека, и преодоление ее Бердяев связывает с переходом земного бытия в принципиально иное состояние, близкое по смыслу евангельскому Царству Божьему. Философ отрицает теорию прогресса в любом ее варианте, он далек даже от умеренного оптимизма В. Соловьева. Отсутствует у него также характерная для многих русских религиозных философов идея синергии - сотрудничества Бога и человека в деле преобразования материального мира.
Подобно всем романтикам, этот русский философ отстраняется от реального мира, его мысль и чувства устремлены за горизонт земной жизни к таинственным и загадочным сферам бытия.
Человек освобождается лишь в процессе творчества. Эти темы разрабатывались Бердяевым и в эмиграции в следующих трудах: «Я и мир объектов» (1934), «Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация» (1947). История русской общественной и философской мысли представлена в работе «Русская идея». Обобщенная характеристика взглядов Бердяева дана в его автобиографии «Самопознание» (1948).