К. Маркс исследовал лишь социально-экономические предпосылки возникновения буржуазно-рыночных отношений. В отличие от него Макс Вебер проанализировал духовные (ценностные) предпосылки вхождения западного человека в буржуазно-рыночные отношения. Главным, по Веберу, была религиозная Реформация, сопутствовавшая становлению капитализма как нового способа производства, образа жизни и системы ценностей. Исторической эволюции Римско-католической церкви сопутствовали многочисленные искажения чистоты и святости религиозной веры. Протест против этих искажений привел в середине XVI в. к возникновению новой ветки христианства — протестантизма. Это и была религиозная Реформация (М. Лютер, Ж. Кальвин и др.).

Чтобы новая буржуазно-рыночная система ценностей была усвоена на уровне поведенческом, необходимо было культурно-политическую почву очистить от «сорняков» — пережитков феодально-средневекового сознания. В период религиозной Реформации речь шла не только о формировании нового субъекта производства, а об изменении самого типа личности, реформировании его ценностных ориентаций. Если догмат Кальвина о предопределении судьбы верующего только отражал стихию рынка, то учение Кальвина о мирском призвании превращало успех деятельности на рынке в знак «милосердия Божия». Трудолюбие, расчетливость, предприимчивость, бережливость — вот основные добродетели (ценности) нового субъекта производства. 62