Русский космизм
Р у с с к и й к о с м и з м - направление в русской философии, в основе которого лежит идея единства космоса и человека, макрокосма и микрокосма, представленная Николаем Федоровичем Федоровым (1829-1903), Константином Эдуардовичем Циолковским (1857-1935), Владимиром Ивановичем Вернадским (1863-1945) и др. Характерная черта русской философии - антропоцентризм - выражена здесь как антропокосмизм, выдвигающий в качестве цели познания поиски целостности, единства всех сторон природной, космической реальности и человеческого духа. Осознание бесконечности космического пространства и времени, казалось бы, ведет к признанию незначительности и ограниченности человеческих существ. Однако, если рассматривать космическую эволюцию с точки зрения человеческого сознания и мышления, т. е. того центра, где собственно и сложились представления о космосе, картина принимает совсем другие очертания. Вселенная не способна созерцать и познавать себя иначе, как глазами и мышлением человека. Человек играет роль измерителя и интерпретатора вселенной. Материя в этом контексте не может пониматься как неживая, ибо содержит в себе свойство организовывать сложные материальные объекты, в том числе и биологические, включающие в себя и те, которые обладают памятью и мышлением. Развитие и самопознание человека являются частью вселенского, космического процесса, которая способна осознавать себя. Проблема соотношения человека и космоса, их взаимодействия, роль разума во вселенной, а в конечном счете поиск вселенского смысла бытия, составляют проблемное поле русского космизма.
Н. Ф. Федоров известен как создатель «философии общего дела», основанной на своеобразном синтезе науки и неканонически понятого христианства, пропагандирующей воскрешение всех умерших предков. Основная идея его философии состоит в том, что Господь создал человеческое существо как незавершенное, как то, которое еще только должно стать, сделаться усилиями и действиями самого человека. Начало человечества тесно связано с осознанием своей смертности, конечности, зависимости, случайности. Действия человека направлены на то, чтобы обеспечить продление жизни, расширить ее область, исключить случайность, т. е. имеют в своей основе стремление к бессмертию. Стремление к бессмертию, согласно Федорову, есть стремление к воскрешению. Смерть познается в утратах, прежде всего в утрате отцов, которые выполняли значимую функцию пробуждения, призыва к действию, сохранения общества, рода человеческого. «"Во имя отца" держались все сыны в общем духе». Бессмертие достигается в целостности мира, которое обеспечивается отсутствием столкновений отдельных его частей, ведущих к разрыву, разъединению и смерти. «Воскрешение, как акт совершающийся, объединяет не только все религии, все исповедания, оно объединяет в одном действии, во всеобщей родственной, праотеческой любви как верующих, так и сомневающихся, ученых и неученых, сословия, город и село». Объединение всех людей ради достижения бессмертия и есть общее дело человечества.
К. Э. Циолковский - основоположник космонавтики, человек, создавший реактивный двигатель, - главным своим достижением считал «космическую философию», раскрывающую смысл жизни, цели и перспективы человечества в космических масштабах. Смысл видится им в управлении жизнью и природой таким образом, чтобы все чувствующее было счастливо. Вселенная определяется как единый, бесконечно сложный организм, включающий в себя иерархию космических структур разного уровня организации - от атомов до метагалактик. Она имеет свою причину и волю. Эта причина гораздо выше самого космоса, так как способна создавать (разрушать) вещество и энергию. Причина «есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум, и причина, и органические существа вселенной и их разум составляют одну и ту же любовь». Вселенная - живая, в ней протекают процессы, которые компенсируют умирание и разрушение. Все космические тела состоят из мельчайших материальных частиц - атомов, обладающих способностью чувствовать и подверженных бесчисленному ряду воплощений в разных природных структурах. Все в мире непрерывно перемещается и преобразуется. Бессмертие человека состоит в бессмертии составляющих его атомов.
В. И. Вернадский - один из мыслителей, положивших начало учению о ноосфере - высшем эволюционном состоянии биосферы, которое характеризуется тесным взаимодействием общества и природы, основанном на разуме. История человечества может рассматриваться как единый большой земной (геологический) процесс. Человечество неразрывно связано с биосферой, ее материально-энергетической структурой. В ходе геологического времени живое вещество закономерно изменяется морфологически, что в свою очередь приводит к изменению его химического состава. Эволюция живого вещества идет в определенном направлении: по меньшей мере на протяжении двух миллиардов лет наблюдается рост центральной нервной системы (мозга), начиная от ракообразных и кончая человеком. Раз достигнутый в ходе эволюции уровень мозга уже не идет вспять, только вперед. Человек является мощной геологической силой, способной освоить для жизни любое место на нашей планете и, возможно, в космосе. Мощь человечества определяется не его материей, но его разумом и направленным этим разумом трудом. Вернадский отмечает, что геологический эволюционный процесс отвечает биологическому единству и равенству всех людей, которое нельзя нарушать.