Основная проблема всей философии и в особенности философии экзистенциальной - вопрос о смысле или бессмысленности человеческого бытия. Исторический тип духовности, т. е. интегральная базовая система ценностей, это, разумеется, не та или иная ментальная структура, тип рациональности. Когда человек задаётся вопросом о том, имеет ли его жизнь смысл, т. е. значимость и ценность для себя и других людей, тогда и происходит осознанное сопоставление стихийного потока повседневной обыденной жизни с тем или иным идеальным представлением о ней, ее идеалом, принимаемым индивидом за путеводный маяк.

Жизненный выбор, т. е., по сути дела, выбор высокозначимой жизненной задачи должен быть личностно осмысленным. Индивид сам определяет, что для него свято, какие святыни (высшие ценности) ему дороги. Речь идет в данном случае о ценностном смысле, ценностном содержании сознания, духовном наполнении жизни, ибо «не хлебом единым жив человек». Высшие ценности конституируют смысл бытия за счет того, что показывают индивиду его место и предназначение в окружающем мире.