Средневековая патристика: Бог, человек и мир в христианской философии
Патристикой (от греч. жхтпр, лат. pater - «отец») обычно называют совокупность учений отцов христианской церкви II-VII вв. Как историко-философский феномен патристика - это прежде всего синтез религиозных ценностей христианства и эллинского философского наследия. Доникейский период (II-IV вв.) был посвящен главным образом атакам на язычество, защите и апологии христианства. В постникейский период упор был сделан на разработку христианской философии в платонистском и неоплатонистском направлениях, борьбу с еретическими учениями, систематизацию христианского мировоззрения.
Исходным пунктом всякого теоретизирования становится текст Священного писания (канон которого окончательно сложился в IV в.). Христианское философствование может быть понято как философская экзегеза священного текста, а метод такого философствования - как совокупность способов интерпретации этого текста. Результаты интерпретации в свою очередь составляют реальное содержание философских построений патристики. Фундаментальный тезис патристики (и любого христианского философствования) гласит: истина заключена в Писании, а задача теолога («истинного философа») - правильно понять и разъяснить ее. Именно на этих путях христианская теология оформилась прежде всего как религиозно-философская герменевтика.
В христианской теологии Бог непостижим для человеческого ума. Поэтому в конечных своих основаниях христианское философствование имеет отчетливо выраженный апофатический («отрицательный») характер: выясняя прежде всего, чем Бог не может являться, такое философствование всегда есть попытка описать неописуемое и выразить невыразимое. Однако принципиальная непостижимость Бога не исключает возможности делать предположения о тех проявлениях Его Существа, которые (по идее) могут быть доступны разуму и чувству человека. Таково основание «катафатической» («положительной») теологии, в русле которой решаются вопросы христологии, происхождения и познаваемости мира, назначения человека, т. е. всего, что составляет содержание космологии, антропологии и этики.
Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой «человек - образ и подобие бога». Разум и свободная воля делают нравственным существом человека. Человеку дана способность высказывать суждения. Свобода воли позволяет человеку сделать выбор в пользу добра или зла. Первые люди выбрали зло и совершили грехопадение. Отныне природа человека оказалась испорченной, на него постоянно оказывает воздействие грехопадение. Поэтому христианские мыслители определяют природу человека двойственной. Это раздвоение человека Августин называл «болезнью души», неподчинение ее себе самой, т. е. высшему началу; человек сам своими силами не способен преодолеть своих греховных наклонностей. Ему постоянно необходима божественная помощь, действие божественной благодати.
Мир сотворен Богом не по необходимости, но из переизбытка любви. Сама возможность творения материи Богом заключена в том, что материя есть лишь единство бестелесных качеств. Ни одно явление, ни одна природная вещь не открывают здесь сами себя, каждая указывает на потусторонний эмпирической данности смысл, каждая есть некий символ (и урок). Мир дан средневековому человеку не только во благо, но в поучение.
Самый знаменитый представитель патристики - Аврелий Августин. Его труды - один из важнейших источников средневекового философско -богословского мышления. Усвоив античную философию, пройдя через горнило античного скептицизма, он систематизировал христианское мировоззрение как целое и заложил основы всей традиции христианской философии.