В XVII—XVIII в. продолжается формирование светской культуры и научное изучение природы. Наука оформляется в один из важнейших институтов общества и становится значимым элементом культуры. Рост авторитета науки обусловлен прежде всего работами Галилея и Ньютона в области механики, которая задала параметры научной картины мира и предложила новый стиль рациональности, новый способ оформления и развития идей по поводу природы. Механика первая из всех наук о природе сложилась как законченная научная дисциплина в единстве эмпирического и теоретического уровней, продемонстрировав силу опытного и теоретического исследования механических систем в противовес авторитету церкви, каноническим текстам и абстрактному логическому анализу понятий. Как ведущая научная дисциплина своего времени, механика задала образец познавательной деятельности и направление работы ученым, стремящимся к изучению природы в ее собственном содержании, таким как Уильям Гильберт в физике, Роберт Бойль в химии, Гарвей в медицине и биологии.

Таким образом «философствование» по поводу природы сменилось конкретно-научным знанием о природных закономерностях; механика, физика, астрономия, медицина и другие науки как бы забрали у философии часть ее традиционного содержания и тем самым способствовали уточнению собственного предмета философии.

В этих условиях философия учится строить свои отношения с науками, не навязывая им некие истины, а обобщая выводы естествознания. Ориентируясь на науку как идеал культуры своего времени, философия стремится обосновать свою ценность по аналогии с ней, т. е. стать практически полезной — полезной для науки в деле получения нового знания. Поэтому особую актуальность приобретает в философии осознание самого познавательного процесса, т. е. исследование происхождения, источника знания, соотношения чувств и разума, природы истины.


Таким образом, на первый план в философии выходят вопросы гносеологии, методологии познания.

В то же время вырабатываются собственно философские категории для построения классической философской онтологии, т. е. представления о бытии, его законах и структуре. С одной стороны, они стали обобщением накопленного научного материала, с другой стороны, в силу своей высокоабстрактной природы позволили свободно строить мыслительные модели действительности и выявлять в ней то, что получило подтверждение в дальнейшем развитии науки.