Историю часто воспринимают как прогресс. Но в чем состоит критерий этого прогресса? Критерий - это показатель, индикатор, мерило, т. е. то, посредством чего можно выявить и определить степень приближения или отдаления системы от значительного зафиксированного уровня ее исходного состояния. Предлагались разные варианты: Кондорсе - разум, Сен-Симон - братство, солидарность людей, Шеллинг - правовое устройство государства, Гегель - сознание свободы, Белл - наука и техника.

При определении критерия общественного прогресса многие указывают на целесообразность комплексного подхода, исходя из правильной мысли о сверхсложности и структурированности социума как многоуровнего образования. Тогда для экономической сферы таким специфическим критерием станет уровень развития производительных сил, для социальной - рост свободы и справедливости, политической - правовое государство и демократизация, духовной - саморазвитие и совершенствование личности. Однако недостатком подобной трактовки является трудность или невозможность применения количественных методов оценки уровня прогрессивности общества в целом. Это, во-первых. А во-вторых, например, экономический рост автоматически не ведет к социальному и духовному расцвету, и наоборот, ибо социальные многоплановы и противоречивы. Поэтому комплексный критерий не может быть выбран в качестве общеисторического материала социального прогресса, что отнюдь не означает его неприменимости для сравнения обществ, стоящих на однотипных уровнях развития. В свою очередь, производительность труда фиксирует лишь статистику, то, что есть в 336


данный момент времени, не учитывая внутренние ресурсы, резервы и перспективы, таящиеся в глубинах общественных структур.

Представляется, что этот критерий - интересы развития производительных сил, т. е. ускоренное, оптимальное, масштабное и гармоничное сочетание как вещественных элементов (предмет труда, орудия труда, технология, инфраструктура, научный комплекс), так и людей, их созидательных творческих потенциалов; интересы, сопряженные с возможностями биосферы планеты во имя сохранения целостности природы человека.

Данное положение ярко, доходчиво и убедительно сформулировал поэт А. Вознесенский:

Все прогрессы реакционны,

Если рушится человек. Прогресса в чистом виде не существует, он всегда связан с негативными сторонами. Так, техническое развитие оборачивается созданием средств массового поражения, экономический рост оказывает загрязняющее влияние на биосферу Земли, подрывая основы планетарной Жизни, и т. д.