Теоцентризм и догматизм как черты средневекового мышления
Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог.
Принцип теоцентризма по-разному раскрывался в разных областях философского знания.
В области онтологии как общего учения о мире, исходя из принципа теоцентризма, формулировалась теория креационизма согласно догмату творения: Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение мира есть результат акта Божественной воли; мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; природа не может творить сама себя; единственным творческим началом во Вселенной является Бог; Бог вечен, постоянен и всепроникающ; подлинным бытием является только Бог; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; нет четкой границы между Богом и Его творением.
В области теории познания была выдвинута теория откровения, согласно догмату откровения: мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение - Библию; единственный способ познания Бога и всего сущего - толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека - вере. Вся возможная истина о мире уже открыта Богом людям в своих творениях, и им остается только правильно истолковать эту истину. Причем процесс толкования совсем не обязательно должен был носить абстрактно-логический характер: многие средневековые мыслители при всем почтении к разуму отдавали приоритет в познании божественной истины все-таки озарению и интуиции.
Историю человеческого общества теоцентрическая средневековая философия объясняет теорией провиденциализма, согласно которой Бог изначально предопределил конечную судьбу мира, и действительная история развертывается в соответствии с божественным предначертанием.
Наконец, в области философской антропологии, или учения о человеке, в рамках теоцентризма складывается сотериология - учение о том, что на протяжении земного существования смысл и цель жизни человека состоит в его подготовке к спасению своей души во имя последующего бессмертия в Царстве Божьем. Догматом, определившим христианскую антропологию, был догмат воскресения во плоти. Средневековое сознание убеждено в том, что человек - когда исполнятся времена - воскреснет целиком, в своем телесном облике, ибо, согласно христианскому учению, душа не может существовать вне тела. Догматы Боговоплощения и воскресения во плоти легли в основу средневекового понимания проблемы соотношения души и тела.