В сравнении с другими высшими животными человек не обладает достаточной для самостоятельного существования системой инстинктов. Процесс становления человека происходит после его рождения, в то время как жизненно важные процессы формирования животных завершаются еще в чреве матери. Говоря иначе, эволюция человека происходит в процессе его взаимосвязи с внешней средой, к которой относится не только природа, но и человеческое окружение. Сразу после рождения человека его биологические потребности, телесные аффекты подвергаются постоянному и настойчивому вмешательству со стороны общества. При этом поразительной является открытость и пластичность человеческого существа, которое поддается самым разнообразным социально-культурным преобразованиям.

Процесс становления человека включает формирование идентичности, или осознание собственного Я. Оно кажется непосредственной и неотчуждаемой данностью, однако на самом деле тождество нашего Я или чувство Я формируется обществом. Человеческое Я не сводится только к осознанию своей роли в обществе, но представляет сложный психический и духовный аппарат, специфически человеческие переживания, которые наполняют смыслом социальные действия человека. Он не чувствует себя заданным природой, телом или своим социальным положением, и создает себя сам, но это происходит не в безвоздушном пространстве самопознания или фантазии, а в социальной среде. Поэтому человек разумный — это одновременно человек социальный, и наоборот.

В современной литературе процесс социализации характеризуется несколькими важными этапами. Прежде всего это способность человека к запоминанию и научению, в ходе которых формируются определенные привычки и автоматические реакции. Благодаря этому психическая и физическая энергия расходуется рационально и используется для решения новых, необычных проблем. На основе привычек и традиций складываются социальные институты, которые могут быть определены как единство норм и следующих их предписаниям людей. Институализация традиций, норм, правил и предписаний предполагает возможность контроля за их исполнением. Институты, например, отцовства или иных форм родства приобретают объективированный характер. Сначала для ребенка отец — это взрослый, с которым он играет. Однако постепенно он начинает постигать, что отец — это нечто более серьезное, и осознает его как носителя опыта, традиций, норм, законов, власти. Затем ребенок вступает в более широкий социальный коллектив и осознает себя носителем его ценностей. В идеале человек может возвыситься над групповыми ценностями и чувствовать себя представителем общечеловеческих ценностей.

Объективный подход приводит к пониманию общества как некой самостоятельной реальности, включающей систему учреждений. Вместе с тем эту реальность не следует интерпретировать по аналогии с природой, ибо она является делом рук самого человека, т. е. таким результатом его деятельности, который представляет собой историческую необходимость. Общественные учреждения, поскольку они являются продуктами человеческой деятельности, должны быть оправданы и обоснованы. В современной литературе процедура узаконивания социальных институтов власти называется легитимацией. По сути дела ссылки на естественное или божественное происхождение законов тоже являются формами легитимации. Первые законы, традиции и нормы возникали в конкретных обстоятельствах и не нуждались в специальных обоснованиях. По мере их усложнения, а также в процессе передачи последующим поколениям социальные нормы утрачивают естественный характер и нуждаются в специальном оправдании. Миф,


религия, право и другие формы общественного сознания одной из важных своих функций имеют задачу обоснования правил и законов социального мира.

Другая проблема, которая должна быть решена обществом, — это контроль за выполнением институциональных требований. Каждый человек следует тем правилам, которые он сформулировал в процессе личного опыта, но общественная жизнь основана на выполнении также и общепринятых норм, которые унаследуются от прошлых поколений. Поэтому ребенка долго и терпеливо учат тому, как он должен «вести себя» в мире взрослых. Приоритет институциональных требований проявляется в течение всей человеческой жизнедеятельности, и от человека ожидают того, что он будет следовать этим правилам. Вступая в брак, человек не только осуществляет потребность в любви, но и принимает на себя вполне определенные обязанности. В принципе, это не противоречит чувствам, а напротив, способствует их сохранению.

Социальные институты не разрозненны, а интегрированы в систему. Такая интеграция выражается прежде всего в языке и знании. Взрослый человек «знает» свой социальный мир, он способен объяснять его плохие и хорошие стороны. Каждый социальный институт имеет совокупность сформулированных в языке правил, предписаний, моральных и философских принципов. На обыденном уровне знания о социальном мире функционируют в дотеоретической форме, как совокупность правил поведения. Такое знание определяет действия человека, которые могут расцениваться уже не с точки зрения соответствия или несоответствия определенным институтам, а как «плохие» или «хорошие» вообще. Отсюда неисполнение социальных норм расценивается как отклонение, безумие или моральная испорченность. Таким образом, знание о социальном мире становится не только информацией, сведениями об устройстве этого мира, но предписаниями, касающимися переживания и действия в этом мире, и законами, на основе которых наказывают оступившихся.