Идея бога в жизни человека
Человек — загадочное и непонятное, необычное и непохожее на других существо. С одной стороны, он часть природного мира и подчинен его закономерностям. Чтобы выжить, он должен приспособиться к заданным биологическим и социальным условиям. С другой стороны, он обладает резко выраженным сознанием свободы и сам принимает решение, даже если выбирает тяжелую работу, покоряется силе или, наоборот принуждает другого. Люди хотели бы следовать закону добра, справедливости и любви, в то время как обстоятельства принуждают к мелкому или крупному обману, к послушанию власти сильного, наконец, к повседневным заботам о хлебе насущном, не оставляющим ни сил, ни времени для чего-то более высокого. По-видимому, эти стремления к высшим ценностям и являются тем изначальным религиозным опытом, из которого в соответствии с исторической, культурной и социальной средой и выстраивается та или иная концепция Бога. Для одних он некое всемогущее существо, у которого можно вымолить в качестве милостыни здоровье или богатство. Для других он грозный судия, который строго спросит с грешников и вознаградит послушных райскими наслаждениями в загробной жизни. Третьи прибегают к идее Бога для объяснения мироздания или для обоснования исходных принципов человеческого познания. У одних Бог — это что-то хотя и непостижимое, но близкое и душевное. Для других — нечто потустороннее, радикально отличающееся от всего встречающегося в эмпирическом опыте. Загадку составляет и личность Христа. Зачем он был послан на землю, для чего принял мученическую смерть на кресте? Это не вполне понимали те, кому он проповедовал, и даже его ученики лишь после его смерти открыли суть его учения и поверили в воскресение.
И сегодня о сути религии, о сути Христианства идут нескончаемые споры. Для многих в наше время религия — удел слабых и необразованных, униженных и обманутых людей. Ни в чем так мало не нуждается современный человек, сведущий в науке, имеющий свободы и права, обладающий экономической независимостью, как в религии. Мир и жизнь человеческая утратили для нас свою таинственность, и то, что было для наших предков непонятным, но всемогущим, стало сегодня рационально постижимым. Мы открыли, что Бог не нужен для сохранения ни мироздания, ни общества с его правовыми, моральными и социальными законами. В XIX в. прозвучали слова Ф. Ницше «Бог умер».
Человек породил идею Бога, когда был слабым, и отказался нее, когда достиг полной власти над сущим. Он сам занял его место.
Представление о Боге, конечно, зависит от человека, и этим объясняется многообразие религий и религиозная терпимость, уважение к иноверцам. Но и человек зависит от Бога. Ведь во все времена боги мыслились как существа, по всем параметрам превосходящие человека. Греки считали их вечно молодыми, прекрасными, бессмертными, не нуждающимися в пище существами. Египтяне почитали животных и наделяли их фигурами своих богов, символизирующих могущество, выносливость, быстроту и иные сверхчеловеческие качества. В Христианстве Бог превосходит людей в нравственном отношении тем, что он бескомпромиссно выполняет (даже в земных условиях, как Христос) моральные заповеди, способен любить и прощать всех и даже своих врагов. Современные споры о религии, о вере, о тайне Христа — свидетельство того, что поиски Бога не остановились. Слова Ницше «Бог умер» означают, что умерли старые наивные представления о нем как о мировом судье, моралисте, что современному человеку должно соответствовать более высокое представление о Боге. Так, неверие нередко лучше способствует делу веры, чем наивное, некритическое поклонение всемогущему существу.
Сегодня многие ходят в церковь. Но как они представляют Бога, о чем просят его? Необходимо изучить историю религии, чтобы выработать соответствующую нашему времени форму веры. Научное образование не только не мешает, но способствует выполнению этого важного духовного задания прежде всего тем, что позволяет глубже понять суть проблемы. То, что может объяснить наука, должно быть ею объяснено, но целый ряд положений, играющих и для науки мировоззренческую, нравственную роль, не имеет научного обоснования. Они принимаются на основании веры как некие бесспорные устои жизнедеятельности, которым должна быть подчинена наука и политика, искусство и философия. Новым в современной религиозной ситуации является свобода вероисповедания, которая не только затрагивает личный выбор между религиозностью и атеизмом, но и обеспечивает равное признание всех конфессий. Раньше свобода вероисповедания сильно ограничивалась традициями, национальной и культурной принадлежностью. Сегодня человек свободно выбирает между любыми конфессиями и даже сектами. Такой процесс демократизации имеет как положительные, так и отрицательные стороны. С одной стороны, он снижает религиозный фундаментализм и фанатизм, но с другой, делает человека игрушкой в руках новоявленных пророков.