Личность — сравнительно позднее понятие. Буквально оно происходит от слова «личина», означающего маску, которую надевали древнегреческие актеры. Лицедейство довольно точно отражает социальную природу человека, который, подобно актеру, играет в обществе ту или иную роль, однако в отличие от него осознает свое поведение не как игру, а как форму жизни. Старинные определения человека исключали индивидуальность и произвол и понимали свободу как следование необходимости. Первой личностью в истории культуры был Бог, выступавший для человека образцом подражания и высшей ценностью, по направлению к которой он должен осуществлять духовный подъем.

Понятие личности начинает играть особо важную роль в новейшем периоде истории, когда оно дополняется понятием индивидуальности. Раньше слово «индивидуум» имело биологический смысл и означало примерно то же, что означает слово «особь» применительно к тому или иному представителю класса живых существ. В современном смысле понятие индивидуальности развивалось в философии Просвещения и имело своей почвой становление рыночных отношений, в которые че


ловек втягивался как отдельный товаропроизводитель, конкурирующий с другими. Очень важным является и понятие автономности — независимости, которое можно считать произведением нового времени и выражением самостоятельности человека, освобождающегося от гнета религиозных и социальных традиций. Автономность связывается с рациональностью. Именно благодаря разуму человек может существовать как индивидуальность и вместе с тем вступать в коммуникацию и нравственные отношения с другими людьми. В частности, кантово понятие долга объясняло, каким образом индивидуум, принуждаемый экономикой к эгоистическому поведению, оставался тем не менее моральным существом.

В социологической литературе принят ролевой подход к определению личности. В соответствии с ним в той или иной общественной структуре человек играет роль, предписываемую институтами. Быть отцом или руководителем предприятия — это значит исполнять определенные требования и вести себя соответственно общепринятым представлениям об отце или руководителе. На первый взгляд такой подход является слишком формальным. Однако ролевой подход к человеку следует расценивать не как окончательный ответ на вопрос о загадке человека, а как рабочее определение, схватывающее особенности нашего существования. Действительно, каждый из нас, будучи неповторимым и уникальным, участвует в жизни как общественно полезная личность. Неверно думать, что исполнение общественных ролей превращает человека в винтик или функцию социальной системы. В отличие от актерской игры исполнение социальной роли чаще всего и является тем, что называют жизнью. Поэтому собственные человеческие качества, чувства, переживания, надежды люди связывают с добросовестным исполнением своих ролей. Другое дело, если человек всю жизнь вынужден играть одну и ту же, к тому же тяжелую или неблаговидную роль. Но зависимость развития человека от развития социальных отношений проявляется как раз в том, что постепенно он становится носителем все более разнообразных и сложных ролей. Его свобода и ответственность будут определять тот или иной выбор, который он должен совершить между долгом и чувством, между формальными правилами и конкретными обстоятельствами. Социологическое понятие личности оказывается полезным при объяснении социальной динамики. Это понятие означает возможность продвижения человека по социальной лестнице. Раньше такое движение было чрезвычайно затруднительным в силу множества сословных и социальных перегородок. Так, в средние века ученик мог стать мастером, но подмастерье — никогда. Современное общество не только допускает развитие внутри группы, но переход из одного слоя в другой. Важнейшим фактором социальной мобильности при этом выступает образование.

Более глубокие уровни личности раскрывает психология. Если в философии центром личности считалось сознание, отождествляемое с разумом, который, наподобие хозяина, управлял психическими аффектами и телесными желаниями, то в психоанализе был выявлен «подводный» пласт бессознательного. С одной стороны, над индивидуальным сознанием довлеет общественное — социальные и моральные нормы, которые Фрейд — основатель психоанализа называл «Сверх-Я». С другой стороны, человек испытывает давление чувствено-телесных желаний (их систему Фрейд называет «Оно»), которые разум стремится подавить, но в результате добивается лишь «вытеснения» их в подсознательное. В результате поведение человека оказывается настолько сложным, что это дало повод говорить о «невротической личности XX столетия», патологически-агрессивное поведение которой объясняется репрессивностью разума и общественной морали в отношении телесных желаний.

Проблема личности в современном мире вызвана трудностью согласования двух подходов, один из которых можно назвать социально-экономическим, а другой этико-психологическим. Оба они правомерны. Так, несомненно, что самореализация человека связана с теми возможностями, которые предоставляет ему социальная система. Конечно, человек может осуществить свободный выбор, но одно дело выбирать между жертвой или палачом, а совсем другое — выбирать между разнообразием профессий, позиций и действий, которые предоставляются человеку в высокоразвитом демократическом обществе.