Одно из возражений против Христианства состоит в том, что его требования принципиально не выполнимы в тех естественных и социальных условиях, в которых живут люди. Но вопрос также и в том, что если можно добиться нравственного усовершенствования человека посредством улучшения условий его жизни, то зачем тогда вообще нужен Бог? Выбирая между крайностями, современный человек заключил с Богом некое беспроигрышное пари, которое не требует от него особых обязательств и включает минимальный риск: в земной жизни человек опирается на собственные силы, но на всякий случай, если существует загробная жизнь, не порывает с церковью, чтобы не оказаться проклятым на вечные муки.

Сложность христианских понятий крещения и искупления, греха и покаяния, воскресения и спасения смущает и самих верующих. Прежде всего непонятно, почему Бог не может своей благой волей изменить условия человеческого существования, если они неодолимо влекут его к греху, почему Бог не прекратит нравственный разлад с самим собой в душе человека, который верит в добро, а совершает зло.

Если попробовать разобраться в схеме падения и спасения человека, как она изложена в Библии, то возникает множество недоуменных вопросов. Согласно легенде о сотворении мира, человек создан по образу и подобию Бога. Хотя человек оказался его слабым и даже жалким подобием, тем не менее он был помещен в тепличные условия райского беззаботного существования, единственной платой за которое считался запрет срывать плоды с дерева добра и зла. В каком-то смысле положение человека до грехопадения было более выгодным. Его, как ребенка, оберегали от жизненных невзгод и содержали в раю, где не было, как в замке, построенном для юного Будды его отцом, страданий. Но такая опека исключает самостоятельность человека. Кроме того, знание своего несовершенства и греховности — необходимое условие становления на путь добра. Конечно, человек может выбрать и другой путь, но свой выбор он должен сделать свободно, чтобы нести за него ответственность. Таким образом, кажущееся несуразной промашкой Бога согрешение первой пары людей на самом деле оправдано: благодаря ему человек становится искушенным в различии добра и зла и приучается делать самостоятельный выбор. Думается, что учение о греховности человека, как бы оно ни казалось возмутительным нам, людям XX столетия, на самом деле имело важное значение. Более того, в каждую эпоху люди по-разному рассказывают историю о несовершенстве человека и, судя

по популярности психоанализа, сегодня она описывается на языке Фрейда, который изобразил современную драму как мучительный выбор между чувством удовольствия и чувством реальности.

Ветхозаветная история несколько иначе звучит в Евангелиях. Бог, наказав первую пару людей тем, что поместил ее в суровые жизненные условия, осознал, что в этих условиях они уже не могут выполнять его заветы. Но и изменить условий он уже не мог, хотя многие на Земле мечтали о небесном посланнике, избавителе от страданий и насилия.

Но кого же, собственно, ждали люди? Евреи ждали мессию — нечто подобное национальному герою, который освободил бы народ Израиля от ига Рима. Но посылать «освободителя» Бог не мог, так как это противоречило бы его закону любви и добра. Изменение условий жизни привело бы к гибели людей, не желавших расставаться с привычными формами жизни. Кроме того, как уже отмечалось, изменение условий сделало бы веру в Бога вообще ненужной. Изменение, улучшение условий жизни само по себе не изменяет нравственный облик человека. Напротив, последний незаметно может даже ухудшиться, и об этом свидетельствует эгоизм обеспеченных людей, которые вообщем-то не творят никаких злых дел, но и не помогают нуждающимся всеми своими силами и возможностями. Отсюда замысел Бога заключался в осознании необходимости перерождения, преображения человека, и для этого был послан на землю Иисус Христос.

Миссия, которую он был призван выполнить, не объяснима чисто рациональными, юридическими и даже моральными доводами. Есть что-то непостижимое и в первородном грехе. Да, — рассуждаем мы, — Адам согрешил и был за это наказан. Но причем здесь остальные, причем младенцы, которые попросту не успели еще согрешить. В чем же состоит грех? Непостижимость его обычными рассуждениями станет еще более очевидной, если учесть, что он не сводится к проступку и вине. В конце концов, вину можно искупить, понести наказание, покаяться и пообещать больше не делать зла. Однако, судя по Библии, человек не может собственными силами снять этот грех. Никакая аскеза, никакое покаяние не избавляют от первородного греха. Для искупления его и был послан на землю Христос — сын Божий. Он принесен в жертву за грехи людей, и эта жертва была не просто данью за провинность (правда, чужую), но и путем к спасению, путем к вечной жизни, который указало воскресение Христа из мертвых.

Такой поворот «сюжета» кажется с нашей практической точки зрения совершенно нелогичным, и это дает нам повод считать библейские


предания жалкими фантазиями. Действительно, как Бог — создатель и хранитель высшей справедливости и законности, не только не наказал людей, преступавших его закон, но и допустил, чтобы пострадал невинный, к тому же его собственный сын? Принеся в жертву сына за грехи настоящих преступников, сам Бог оказался нарушителем. Непонимание дела Христа вызвано нашим слишком узко моральным или юридическим представлением о справедливости. Ее достижение обычно связывается с наказанием преступников. Власть наказывает преступников. Моралисты осуждают грешников. Революционеры казнят короля. Террористы — ущемленное в правах меньшинство — мстят всему обществу. Но это мнимое решение вопроса, ибо не раскаявшийся преступник выходит на свободу, а из среды революционеров вскоре выдвигается новый король, и, таким образом, то, против чего боролись, возвращается обратно. Думается, что легенда о Христе учитывает это обстоятельство и поэтому не превращает его в революционера, решившего опровергнуть институты власти, труда, богатства и т. п.

Спасти людей можно только любовью. Сам человек не может спастись: ни молитва, ни аскеза, ни послушание не избавляют от первородного греха. Сегодня нам трудно понять, почему Христос оказывается спасителем и почему для этого он выбирает такой ужасный мучительный способ? Неужели он не мог применить силу и способность творить чудо, которыми он несомненно был наделен? Почему он отказался от чуда, тайны и авторитета? Дело в том, что морально-юридические понятия, при помощи которых мы выражаем наши сомнения, не раскрывают адекватно миссии Христа. Идея права — это ведущая форма сознания XVIII в. Во времена Христианства люди мыслили более фундаментально — Бог не только судия, но и создатель мира, и поэтому он не может не считать грехи мира собственными грехами. Как ответственное существо он приносит в жертву своего сына и тем самым себя самого (в силу нераздельности и неслиянности святой Троицы).

Достаточно ли такой жертвы для спасения людей? Она необходима, но не достаточна. После Адама и после Христа Бог ждет от людей ответной любви, т. е. самостоятельного спасения от грехов. Пример Христа, сумевшего в земных условиях исполнить божественные заповеди, дает веру в возможность праведной жизни. Сбудется эта жизнь на Земле или на «том свете»? Многие богословы считают, что мир нельзя изменить и он все равно погибнет. Мрачные картины «конца света» изображены в Апокалипсисе. Впрочем, не менее мрачные прогнозы дает и наука, согласно которой солнечная система неминуемо разрушится. И сегодня мы знаем, что ресурсы Земли стремительно уменьшаются, но мы надеемся успеть освоить другие планеты. Конечно, версия Апокалипсиса резко отличается от научных прогнозов. Согласно Библии, после гибели старого мира возникнет новый мир и бог оживит всех праведников для райской жизни. Наука пока не верит в воскресение, однако, судя по активному распространению информации о людях, перенесших клиническую смерть, она готовится и к этому. Но что же делать нам? Пассивно ожидать конца света и страшного суда или революционных открытий в медицине и космонавтике? Библия рекомендует страдать и терпеть, как это делал Христос, и бороться с грехом без надежды на его окончательное искоренение. Такая жизненная философия может показаться унизительной свободным автономным индивидам, выросшим на основе воли к исполнению желаний. Однако и Христианство не запрещает активного изменения мира и деятельной любви. Просто есть ситуации, в которых мы ничего сделать не можем, и остается, как и прежде, верить и надеяться. Желательно, конечно, чтобы болезнь и прочие несчастья случались как можно реже, но пока человек остается конечным существом, к тому же подвергнутым болезням и нужде, полностью их избежать не удастся.