Отождествление бытия и мышления у Парменида приводит к утверждению, что бытие едино, неподвижно и неделимо. На самом деле идеи обладают своеобразными характеристиками (они не делятся на части, не занимают места в пространстве, не разрушаются во времени) и этим отличаются от реально существующих, точнее, все время меняющихся и разрушающихся вещей, которые можно разделить на части. Но если понимать бытие как нечто независимое от идей, как некое первичное становление, которое не подчиняется рациональным, моральным и иным предписаниям людей, то оно называется вообще непостижимым. Парадоксы, сформулированные древнегреческим философом Зеноном и касающиеся движения, как раз и обнаруживают несоответствие «живого» движения и его мысленных моделей. Например, чтобы прошла одна минута, необходимо, чтобы прошло полминуты, а до этого 1/4, 1/8,1/16 и т. д. до бесконечности, т. е. минута будет длиться вечно.

Люди обладают житейским опытом времени, движения и пространства, но при попытке его рациональной реконструкции они попадают в серьезные затруднения. Неудивительно, что большие философы испытывали настоящее отчаяние, сталкиваясь с такого рода затруднениями. «Что такое время, — мучительно думал Августин. — Пока меня никто о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняясь; но коль скоро 24 я хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик»2. О чем же вопрошали философы, размышляющие о сути бытия? Ясно, что они не хотели как-то точнее измерять время или, напротив, опровергнуть его объективное существование.

Вопросы о бытии, времени, причинности, единстве — это вопросы о самых предельных понятиях, которые в житейской и даже научной практике берутся как очевидные. Но на самом деле они нуждаются в уточнении, ибо, понятные в какой-то определенной сфере жизнедеятельности, они оказываются неприменимыми в другой области. Прогресс научного познания связан не только с накоплением фактов и открытием закономерностей, но и с пересмотром прежних представлений о причинности и законосообразности, пространстве и времени и т. п. Примером тому являются усилия творцов принципиально новых теорий, которые вынуждены изменять смысл устоявшихся понятий.

Осмысление понятия бытия, попытка пластично соединить в форме новой философской теории противоречивые взгляды предшественников характерны для энциклопедиста античного мира Аристотеля. Именно его удачное сочетание понятий существования и сущности, философская ориентация на поиски первоначала и конечной цели всех вещей определили то обстоятельство, что и сегодня мы мыслим бытие как становление или изменение во времени отдельных, но взаимосвязанных вещей, которые не только изменяются, но и сохраняются самотождественными. Для обоснования постоянства и прочности вещей во времени Аристотель различал сущность (или, как это понимали в средние века, субстанцию) и качества, изменение которых не влияет на сущность. Благодаря сущности вещь пребывает тождественной себе, а благодаря качествам приобретает способность изменения. Развитию и становлению подлежат не только качества, но и само вещество.

2 Антология мировой философии. Т. 2. М., 1972. С. 586.


Неизменная сущность у Аристотеля — это форма, постигаемая не чувствами, а мышлением. Она лежит в основе понятия вещи. Так Аристотель разрешил споры между сторонниками вещественных и идеальных первоначал бытия. Аристотелевские понятия — это нечто вроде живых существ в природе (фюзис), которая вечно сохраняет порядок (космос) во всем живущем и растущем в ней. Цель познания состоит в том, чтобы как можно более полно и точно раскрыть этот порядок. В познании он выражается в логической субординации понятий, построенной на родо-видовых отношениях: на вершине познания располагаются бедные по содержанию, но широкие по объему понятия, а внизу, наоборот, богатые по содержания, но узкие по объему конкретные и содержательные понятия. Этой иерархии соответствует порядок живых существ, которые также разделены на роды и виды. Виды — это существа, имеющие одинаковую форму, благодаря чему, например, женщина рожает человека, а не какое-либо другое животное. Виды составляют роды, форма которых является более широкой по объему и более бедной по содержанию.

Что теория бытия Аристотеля основана на анализе природно-биоло-гического материала доказывает тот факт, что Аристотель в своем учении не ограничивается формой, а использует понятие цели, которое более содержательно характеризует сущность. Наблюдение за живыми существами показывает, что их форма тоже меняется (зародыш, эмбрион и т. п. отличаются от зрелой особи) и достигает своего совершенства в высшей фазе развития. Так достижение формы оказывается целью живого существа. Если нечто имеет в себе свою цель, то она одновременно является и истоком, т. е. первоначалом (при размножении передается от одного индивида к другому форма, которая и обеспечивает единство вида).

Итак, аристотелевское учение о бытии сохраняет понятие первоначала, а также идеи, но присоединяет к ним становление, которое описывается в понятиях вещества, формы, цели и действия. Это учение достаточно органично соединилось с последующей традицией Христианства, в которой бытие понимается как продукт творения Бога, что обусловило значительное влияние аристотелевского учения о бытии на европейскую культуру в целом. Впрочем, Христианство сохранило как живое и поныне действующее на наши проблемы и размышления также и платоновское учение о Едином, Благе и о душе как источнике идей.