Бросает ли постмодернизм вызов классическому рационализму?
Постмодерн возник в лоне гуманитарного знания и аналитической западной философии, проявив глубинные черты кри • зиса классического рационализма, сциентизма и гуманизма. Философские истоки постмодерна — феноменология, структурализм, экзистенциализм, герменевтика. Четкость определения идейных и концептуальных инноваций постмодерна затруднена из-за компилятивности мысли, ультрадиалектических формулировок, множества неологизмов, изысканности стиля, тематической широты публикаций, метафоричности. Тем не менее можно обозначить контуры философского постмодернистского проекта, заключающегося в тотальной критике классического рационализма (фундаментализма, объективизма, истинности) и перехоле к лингвистической парадигме философии, основанной на релятивизме, субъективизме и антитеоретизме.
Основными средствами реализации замысла выступают текст/контест (новый язык философии) и принцип деконструкции. Автор «деконструкции» — Ж. Деррида начинает ревизию философского рационализма с разрушения устоявшейся типологии и иерархии философских проблем, размывая грани между философией, литературой и критикой, уравнивая философскую и поэтическую рефлексию. С философской точки зрения постмодерна писатели, логики, физики, моралисты занимаются одним и тем же — создают и пересоздают системы описания объектов. Результатом этой деятельности являются бесконечные разг оворы внутри локального сообщества в соответствии с его традициями Деконструкция — наиболее радикальный метод философской критики, для которой предшествующая философия— это письменность. «Только то, что написано дает мне существование, ибо оно называет меня»
Результатом взгляда на философию-как-на-литературу является глубокая деконструкция истории философии, проступающая в виде дезорганизации, рекомпозиции и даже «четвертования» (в первую очередь гегелевской диалектики) Постмодерн критикует разум (рационализм) за инструментальностъ и малую коммуникативность. «Новый» философский разум в отличие от рационального утверждает парадигму лингвистического поведения (Р. Рорти), для которого характерна общая установка на «размывание контуров», «переломы, просветы, вырезы, края, зрешины, обрывы». «Глубочайшее — это кожа». Новая рациональность—это сформированный на основе информационной культуры иррационализм, выросший из признания символических и виртуальных реальностей третьим, наряду с материальной и идеальной, типом реальности. В отличие от проекта модерн, включавшего вектор трансцендентности (метафизики, идеала вечного, гармоничного бытия), постмодерн реали ювал «пейзаж без неба» Ницше. Для постмодерна тайна (суть) вещей в том, что у них нет сущности.
Черты постмодернистского текста — интертекстуальность, ирония, метаречевая игра, «пересказ в квадрате». «Страна дискурсов» Дерриды и Лиотара — это сплошная мегафоризация и интерпретация текста, приводящая к потере той грани, которая отделяет серьезную теоретическую работу от эстетически экстравагантных я 1ыковых игр. Язык философии приближается к естественному языку, уничтожая миф о категориальном центре и формируя многомерное смысловое пространство — «текст без границ». Постмодернисты отказываются от фиксированности значения текста (единой матрицы значения), считая, что чтение — акт создания смысла. Главное — не что сказал автор, а чего не сказал и почему (Деррида).
Критический для философии вопрос быть или не быть философии теоретической рациональной деятельностью — напрямую связан с вопросом об универсальности западной рациональности. Деонтологизация мира знаний и знаний о мире приводит постмодернистов к деконструкции истины и объективности. Истина для постмодерниста — «реликтовый принцип», здравый смысл — «вегетарианство» (Рорти), поэтому нет «привилегированных дискурсов», дискурсы мультикультурны. Это означает, что каждое общество в соответствии с его культурой и историей вырабатывает свое понимание истины и ее критериев. То, что истинно для Запада — неистинно для Востока, там другие критерии. Отсюда неограниченный плюрализм, тотальный либерализм в производстве и выборе дискурсов с установкой на оригинальность, свободу, новизну — свободу личности! Свободу быть самим собой! Эта идеологическая платформа направлена против универсализма научного знания.
Постмодернистская модель познания реальности — непрерывная вариативность. В ней сублимированы «детерриторизация», безграничная и прихотливая подвижность, блуждание по степи, не знаюшее дорог, отвращение к лесу — корневой вросшей неподвижной реальности (Делез, Гваттари). Импрессионизм, неверифицируемость, элиминация субъект-объектны* отношений характеризуют постмодернистский текст, но, с другой стороны, он устремлен к выработке альтернативных философских процедур, способных схватить полноту жизни.