Философия, наряду с искусством и религией, представляет собой особую форму мировоззрения. Мировоззрение можно определить как систему взглядов на окружающий мир в целом и на самого себя и основанную на этих взглядах позицию по отношению к миру Знание о мире в целом лежит в основе жизненной позиции, только если оно превращается в убеждение человека в его истинности. Таким образом, мировоззрение не является продуктом деятельности одного лишь мышления, каким бы логичным оно ни было, оно — результат жизненного опыта, занятой в жизни позиции По определению В Дильтея (1833—1911), мировоззрение — это стройная система взглядов, которая на основе построения картины мира решает вопрос о смысле мира, а затем выводит отсюда идеал и основные принципы жизни. Структура любого мировоззрения включает в себя картину мира, идеалы и оценку жи вди2.

Один и тот же тип мировоззрения может быть выражен в различной форме — философской, религиозно-мифологической и художественной. Отличительные черты философского мировоззрения связаны в первую очередь с тем, что философское мировоззрение опирается на опыт, научное оправда ние, стремление к общезначимости, уделяя большое внимание проверке обоснованности своих утверждений. Даже ирра-ционалистическая философия тем не менее выступает как системное, рационализированное мировоззрение, призывающее людей к свободной проверке принимаемых ими за истину оснований.

Философия представляет собой теоретическое отношение к миру, поэтому она осуществляет сознательный отбор представлений для построения картины мира на основе логических и гносеологических критериев. Ценность познания занимает самое высокое место в иерархии ценностей философского мировоззрения. Поэтому в философии отнюдь не исключение ситуация, когда философ выступает против своих собственных результатов. Первая критика теории идей принадлежит ее автору — Платону. И. Кант критического периода пересматривает присущие ему в докритический период догматические основоположения. Философ направлен на поиск есеобшего в системе отношений человека и мира и всегда пытается выразить резу льтаты этого поиска в понятийной форме, даже если обнаружи вает, что мир не имеет разумного содержания. Так, иррациона диетическая философия жизни противопоставила смысловому центру классической философии — понятию «бытие» — новое понятие «жизнь», но не отказалась от самой понятийной формы выражения.

Знаменитый немецкий философ И. Кант очертил сфер^ философии следующими вопросами: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек^ Философский способ рассмотрения этих вопросов отличает ориентация на знание, рассуждение, доказательство, а главное на суверенность сознания отдельною человека 1 л итого субъекта философствования. Как отмечал русский философ В. С. Соловьев, «философское познание есть заведомо действие личного разума или отдельного лица во всей ясности его индивидуального сознания»'.