Что делает Декарта ключевой фигурой философии Нового времени?
Рене Декарт (1596—1650), французский философ, математик, физик, физиолог, психолог. Его латинизированное имя — Карте-зий, название учения — картезианство. 20 лет прожил в Голландии. Важнейшие философские произведения — «Рассуждение о методе», «Начата философии», «Страсти души».
В творчестве Декарта были заданы образцы философской деятельности Нового времени — органичное соединение труда ученого-естествоиспытателя и философа, создавшего новую рационалистическую онтологию, антропологию и гносеологию. В философии Декарта отчетливо воплощается намеченный протестантизмом дуализм духа и материи, Бога и мира. Внешний мир десакрализируется, «обезбоживается». Декарт утверждает мировоззренческий рационалистический оптимизм, веру в созидательную силу индивидуального разума и науки. Фи ю-соф стремится свести все многообразие действительности к ограниченному числу простых элементов и принципов их сочетания. Таким образом задается исследовательская программа редукционизма. В то же время в философии Декарта явствен но ощутимо влияние стоицизма и августинианства.
Онтологии Декарта дуалистична в том смысле, что он усматривает в основе всего сотворенного две субстанции протяженную (материальную) и мыслящую (духовную). Правда, обе они созданы абсолютно-духовным начатом — Богом. Поэтому Декарта нельзя считать безусловным дуалистом.
Духовная субстанция универсума сосредоточена в душе человека, определяет его способность мыслить. Тело человека, как и все остальное в пределах сотворенного, материально. Это не просто дуализм души и тела, а дуализм души и мира, своего рода рационалистический индивидуализм. Полагая, что во Вселенной реальным существованием обладает только единичное, Декарт в вопросе об универсалиях придерживается концептуализма, близкого к номинализму. В философии Декарта идея Бога трактуется с позиций деизма. Бог построил универсум — сложнейший механизм, дач ему начальный импульс — первотолчок. Растения, животные, человеческое тело, по Декарту, суть механизмы. Искусно сделанное животное-автомат в принципе нельзя отличить от настоящего животного. В целом Декарт создает механистически-геометрическую картину мира. В понимании природы он отказывается от господствовавшего с античности телеоли изма в пользу принципа причинности. В самой природе цели нет, поэтому вопрос «для чего?» надо заменить вопросом «почему?».
Антропология Декарта дуалистична. Человек состоит из не материальной непротяженной души — мыслящей, бессмертной, обладающей свободой воли, и тела — материального, протяженного, действующего рефлекторно, как механизм, обусловливающий тягу человека к удовольствию и пользе. Душа составляет сущность человека, «если бы тела даже вовсе не было, душа не перестала бы быть всем тем. что она есть». Человека можно отпичить от автомата по целенаправленной деятельности и речи. Декарт формулирует «психофизическую проблему» («психофизиологическая» проблема, или «проблема психофи-зи(ологи)ческого параллелизма»): как возможно согласование в деятельности и вообще взаимодействие души и тела, если их субстанции ра штчны? Ученый даже ишет телесное «седалище» мысли, души, одно время полагая, что это так называемая шишковидная железа в мозге. Однако научного решения этой проблемы Декарту найти не удалось, и вслед за Платоном и Августином ему приходится объявить Божественным чудом слаженность в деятельности души и тела.
Гносеология Декарта рационалистична в обоих значениях Познание есть отыскание разумом истины. Путь к истине открывает научный метод. Истина — всеобща и необходима, т е абсолютна. Всеобщее и необходимое знание не может быть выведено из опыта, основание для него находится в самом разуме. Позднее Лейбниц, возражая эмпирикам-сенсуалистам, поддержал эту мысль так: «Нет ничего в разуме, чего не было бы прежде в чувствах, кроме самого разума». Согласно Декарту, есть врожденные суждения и понятия, но это не готовые идеи, а зачатки мыслей. Они еще смутны, для их прояснения нужен «естественный свет разума», который появляется у взрослых. В самом разуме заключается высший критерий истинности — очевидность, ясность, отчетливость того, что усматривается интеллектуальной интуицией. Декарт предлагает великий мысленный эксперимент, открывающий в индивидуальном уме прочные основания познания. Это ею знаменитое методологическое сомнение: cogito ergo sum — мыслю, следовательно, существую. Суть его в следующем. Можно усомниться во всем, но несомненен акт сомнения, который есть акт мысли. Мыслит субъект — «Я мыслящее», т. е., мыслящая пуша — непространственная, неразложимая на составные части, а значит — бессмертная. Вывод: я сомневаюсь, следовательно, мыслю, следовательно, существую как бессмертная душа. Дальнейшее рассуждение восстанавливает онтологический аргумент в пользу бытия Бога. Акт сомнения — свидетельство несовершенства человеческой мысли, а несовершенство существует только в отношении к совершенству. Так в разуме отчетливо проступает идея Абсолютно совершенного, благого духовного существа — Бога. Благой Бог не может быть обманщиком, поэтому заложенные им в душу идеи достоверны Несовершенный человек, найдя верный метод познания, может, с помощью разума, подчинить себе мир. В «Рассуждении о методе» Декарт выдвигает четыре основных правила своего метода истинной дедукции. 1. Принимать за истинное только то, что познается интеллектуальной интуицией несомненно, ясно и отчетливо. 2. Мысленно разделить исследуемое на предельно простые элементы. 3. Постепенно восходить от простого к сложному. 4. Последовательно перечислять все звенья дедукции, составлять их энумерацию (подробный перечень), не пропускать ни одного звена r выводе.
Фундаментальные идеи рационализма Нового времени выдвигаются Декартом также в этике, эстетике, философии языка и в других направлениях теоретической мысли. Непосредственными продолжателями Декарта становятся «континенталь ные рационалисты», выдающиеся философы эпохи Бенедикт (Барух) Спиноза (1632—1677) и Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716)