Категория «сущность» была введена в теоретический инструментарий философии Аристотелем. Он называл сущность «сутью бытия». Бытие любого сущего лучше всего, полнее всего выражается его сущностью. Сущность тоже бытие; образно говоря, это «глубинный слой» всякого бытия Сущность, стало быть,— это то, что не лежит на поверхности, недоступно чувствам и постигается умом. Еще одно определение сущности, также принадлежащее Аристотелю, подчеркивает самостоятель ность, самодостаточность сущности как бытия: это такое бытие, которое существует само по себе, а не через другое. От этого последнего определения пойдет понимание сущности как субстанции, т. е. причины самое себя. Средневековая схоластика, основываясь на аристотелевском понимании сущности, разрабатывает вопрос о соотношении сущности и существования, чтобы различить Бога и сотворенный мир в аспекте их бытия. Бог есть единственное самостоятельное бытие, в нем сущность (es sentia) и существование (esse) совпадают. Бог сам и есть суть своего бытия, его источник. Но он так же, как самостоятельное бытие, есть сущность-субстанция тарного мира и первоначало его бытия. Таким образом, у сотворенных вешей сущность находится вне их и предшествует их существованию.

В философии Нового времени продолжает разрабатываться идея Бога-субстанции как причины самое себя, носителя основных качеств (атрибутов) и источника бытия вещей. Дру той аспект понятия «сущность», который в Средние века связывался с термином «эссенция» (лат. essentia) и означал «умопостигаемая глубинная суть бытия», на время утратил актуальность. I lo r нач. XIX в. он был подробно разработан в философии Гегеля. Немецкий философ противопоставляет сущности явление. Сущность нс может быть только «бытием в себе». Она должна явить себя, стать действительностью Сна-чата она предстает как видимость, т. е. как своя противоположность — лишенность сущности (то, что несущественно). Дальнейшее движение мысли по пут и определения сущности приводит нас к явлению. Явление - это сущность в ее существовании, или существенное существование. Явление имеет две стороны: одна связывает его с видимостью, другая, относящаяся к сущности, есть то, что сохраняется н явлении при всех изменениях его содержания. Но все существующее находится в отношении, и явление поэтому есть существенное отношение.

Гегелевское учение о сущности быпо воспринято диалектическим материализмом, где получило натуралистическую интерпрегацию. Сущность и явление стали рассматриваться как гносеологические категории, описывающие процесс познания, который движется от явления к сущности. Явление не простс видимость, оно обусловлено внутренними законами, свойствами, изучение которых и означает проникновение в сущность. Но это проникновение не может завершиться полным позна нием сущности, ибо сущность неисчерпаема. Сущность является, явление существенно.

В постгегелевской немарксистской философии большое распространение получил также и феноменализм, который трактовал явление как феномен, т. е данную нам в опыте реальность, за которой никакая сущность не скрывается и в которой она никак не проявляется. Задача познания — сопоставление, сравнение и описание феноменов. Философы, стоящие на позиции феноменализма, отвергают сущность как фикцию, псевдопонятис.