Что изучает философия истории?
История всегда привлекала внимание философов. Однако только в XVIII в. философия истории выделяется в самостоятельный раздел философии. Термин «философия истории» был введен Вольтером, а в грудах И. Герлера философия истории оформилась в особое направление исследований. К различны» проблемам философии истории обращались Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Вебер, О. Кон г. Н. Данилевский, П Сорокин.
Философия истории имеет особый предмет философии, отличающий ее от исторических наук. Вольтер полагал, что историк описывает исторические события, задача же философии истории — не изложение исторических событий, а истолкование исторического процесса в целом. Г. Гегель в «Лекциях по философии истории» разделил всю историографию на три группы наук: первоначальная история, рефлективная история и философская история (философия истории). Первоначальная история представлена в трудах историков, описывавших события, участниками которых являлись они сами. Рефлективная история — это та история, «изложение которой возвышается над современной эпохой не в отношении времени, а в отношении духа».
Она включает в себя: всеобщую историю (историю народа, страны или мира); прагматическую историю, которая описывает прошлое в ракурсе проблем настоящего; и критическую историю, являющуюся критическим анализом исторических трудов. В сравнении с перечисленными видами истории философия истории излагает исторический материал на основании общих философских принципов, пытается обнаружить закономерности мирового исторического процесса. Несмотря на то что проблематика философии истории менялась с течением времени, основным признаком, отличающим се от собственно исто рических наук, является подход к истории с точки зрения философских принципов и категорий.
Философия истории рассматривает проблемы внутренней логики и закономерностей исторического процесса, проблемы исторического детерминизма и периодизации истории, проблемы смысла и цели истории, вопрос о культуре и цивилизации, о социальном прогрессе, о единстве и многообразии исторического процесса Особое место в философии истории занимают проблемы методологии философии и специфики исторического познания. Зарождение и развитие этой проблематики связано прежде всего с деятельностью таких направле ний, как философия жизни и неокантианство. В этих философских школах история рассматривалась как эталон туман и - тарных наук, поэтому исследование специфики исторического познания вылилось в осмысление методологических проблем гуманитарных наук в целом.
В кон XIX в. философия истории становится объектом критики главным образом со стороны историков. В этот период высокого уровня достигает конкретно-историческое знание, опирающееся на археологию и источниковедение. На фоне успехов исторической науки философские концепции истории начинают критиковаться за слабую связь с конкретными историческими фактами, за абстрактный схематизм и дилетантизм В этих условиях многие историки предпочитают обобщающим всемирно-историческим концепциям исследование конкретных исторических эпох, дубленное изучение частных вопросов Историки кон. XIX — нач. XX в. противопоставляли конкретно-исторические исследования прежде всего просветительской и гегелевской философии истории, которые базировались на абстрактно-гуманистических принципах разума, свободы и прогресса.
Логическим завершением противостояния истории и философии истории стало, по мнению А. Тойнби, превращение исторической науки в «индустрию фактов». Данная тенденция, с точки зрения А. Тойнби, выражается в том, что исследователи направляют усилия не на написание «всеобщих историй», а на сбор «сырого материала». Глобальные задачи сбора эмпирических данных предопределили разделение труда в исторической науке, рост числа коллективных исследований вместо индивидуальных и распространение скептического отношения к одиночкам, берущимся за написание обобщающих трудов. Эту тенденцию А Тойнби называл превращением исторического исследования в разновидность труда «индустриальных рабочих»
Исследуя процесс противостояния истории и философии истории, можно сделать следующий вывод. Претендуя на обладание своим собственным предметом исследования, философия истории тем не менее нево! можна без опоры на достижения исторической науки. В противном случае фи тософия истории рискует выродиться в схоластическую спекуляцию.
Вместе с тем и исторические науки нуждаются в философии истории, поскольку в ней вырабатываются обшие принципы синтеза разрозненного исторического материала.