Результаты научно-технического прогресса демонстрируют исключительную роль техники в современном мире. Она оказывает существенное влияние на все сферы жизни общества: производство, культуру, образование, политику, искусство. Особая значимость техники в жизни человека определила интерес философии к этому феномену Mhoi ие философы XIX—XX вв. в рамках социальной философии, антропологии, философии истории рассматрива ли проблемы, связанные с техникой и научно-техническим прогрессом (О. Шпенглер. А. Тойнби, А. Бергсон, Л. Мамфорд, К. Ясперс, М. Хайде] гер, Г. Маркузе, 10. Хабермас, Э. Блох). Вместе с тем в Германии в кон. XIX в. зарождается философия техники в качестве относигельно ca-; мостоятельной области исследований (Э. Капп, Ф. Дессауэр!. К. Тухель). Мощный импульс в развитии и широкое распро^ странение философия техники получила в 60—70-е годы XX в. (Ф Рапп, X Шельски, А. Хунииг, Г. Рополь, Ж. Эл тюль) Феномен техники исследуется с разных философских позиций: с точки фения экзистенциализма (М. Хайдеггер), социальной антропологии (А. Гелен), критической теории Франкфуртской школы (Т. Маркузе, Ю. Хабермас).

Будучи древним феноменом, техника приобретает новые черты в современной жизни. Отсюда возникает необходимость осмысления сущности и предназначения техники. В круг проблем, поднимаемых философией техники, попадают следующие вопросы: что такое техника, каковы ее истоки и природа, как взаимосвязаны техника и наука, насколько наука зависит от технических возможностей, что представляет собой техническое знание, какое влияние оказывает техника на экономические, политические, социальные, экологические процессы, меняет ли технический прогресс самого человека. Фигософия техники поднимает этические проблемы на основе анализа взаимоотношений техники, общества и природы. Всплеск развития философии техники вы 1ван осознанием двусмысленности научно-технического прогресса. С одной стороны, современное решение социальных и экономических проблем возможно только на основе науки и техники С другой стороны, все более очевидными становятся пределы экономического и технического роста. Вера в бесконечный научно-технический прогресс наталкивается на осознание ограниченности природных и социальных ресурсов.

Существует множество определений понятия техники Большинство из них в качестве основного признака выделяет преобразование. В наиболее общем виде техникой называется преобразующая деятельность человека. М Хайдеггер, анализируя ответы на вопрос о том, что такое техника, сводит их к двум вариантам: техника есть средство, или инструмент для достижения целей, и техника — это человеческая деятельность. Подход к пониманию техники с точки зрения этих двух определений М. Хайде1гер называет инструментально-антропологтеским. Ин-струментально-атропологический взгляд на технику в той или иной мере разделяли К. Ясперс, М. Шслер, А. Гелен, Ю. Хабермас. Понимая всю очевидную правильность инструменталь но антропологического подхода, М Хайдеггер выступает против него, поскольку он, с его точки зрения, не схватывает сущнос] и техники. В концепции М. Хайдсггера техника больше, чеу средство практической деятельности человека, она есть способ явления истины, в ней заключена суть бытия человека. Возвращаясь к античному смыслу понятия «тэхнэ» (грсч. гё/уц — искусство), М. Хайдеггер выдвигает предположение, что техника зародилась как одно из проявлений любознательности человека, как поиск истины Однако постепенно из поиска истина тяги к тайне природы техника превращается в агрессию против нее. Такая метаморфоза техники угрожает самому человеку Сущность человека попадает в зависимость от техники. Отсюда задачу современного человека М. Хайдеггер видел в изменении технологического мировоззрения. Критику техники проводят и представители Франкфуртской школы. Так, например, М. Хоркхаймер полагает, что технический прогресс, который привел к накоплению благ, не снившихся даже утопистам, начинает угрожать человеку. Рост технических возможностей человека сопровождается дегуманизацией. Человеческий целеполага-ющий разум, когда-то воплотившийся в первых технических изобретениях, начинает отдавать предпочтение средствам, а не целям. Все существо человека становится рабом технической цивилизации.

Разумеется, негативное отношение к технике не является ни единственным, ни преобладающим. Ему противостоят позиции технократического детерминизма, в которых технике отводится роль главного фактора социального прогресса. К такого рода теориям относятся прежде всего учения об индустриальном, постиндустриальном и информационном обществе. Безусловно, в них идеализируется значение техники как основного источника прогресса общества. Справедливая критика этих концепций основывается на том, что технический прогресс несет в себе не только позитивный, но и негативный потенциал. С другой стороны, и критика технократизма должна учитывать тот факт, что снятие негативов технического прогресса в современном обшестве само по себе является технической задачей, а не только духовным подвигом