Идеальное — филосоская категория, обозначающая невещественную и непротяженную реальность, существующую в виде идей, идеалов, прообразов, данных человеку в его сознании как «умопостигаемые сущности». Идеальная реальность выявляется в сопоставлении с реальностью материальной, для которой характерна пространственно-временная и вещественная определенность, непосредственная чувственная данность.

Значимость идеального для человека обусловлена прежде всего тем, что оно способно представлять обобщенно-ценностные, сущностные характеристики действительности, образы ее желаемых состояний, целей, способов их достижения. Без этого не могут существовать сознание, язык, культура. 11оэтому можно сказать, что без идеального нет человека. Непреходящей заслугой Платона перед философией считается, как отмечает А. Ф. Лосев, раскрытие ценности идеального, конструктивно-логических принципов мысли, создание «учения об идее как о принципе осмысления вещей, как об их общей целостности, являющейся законом их отдельных проявлений»1.

Соотношение материального и идеального — предмет философских споров, приобретающих особую остроту в полемике между идеалистами и материалистами.

В онтологическом отношении идеалисты считают идеальное первичной по отношению к материальному реальностью. Идеальное, с их точки зрения, содержит прообразы и сущности материальных предметов, определенным образом воплощается в них, творит их. Материалисты, наоборот, утверждают, ч го идеальное произволно от материального. Наиболее распространена в современном материализме трактовка идеального как особого рода отражения, коренящегося в фундаментальном свойстве материи — отражении — способности одних предметов запечатлевать на себе свойства других, сохраняя при этом свою вещественную природу. С этих позиций идеальное понимается как субъективный образ объективной (материальной) реальности, возникающий в человеческом сознании в результате развития специфически человеческих способов жизнедеятельности.

В гносеологическом отношении идеальное сближается идеалистами с сущностями, стоящими за явлениями. Истинное знание — знание идеального и его отношения к материальному. Для материалистов I носеологическая трактовка идеального близка к онтологической: идеальное есть порождение способности человека отражать материальную реальность в формах сознания и деятельности, представлять «информацию в чистом виде».

В личностном отношении и материалисты, и идеалисты признают, что идеальное составляет ядро внутреннего мира человека, определяет его самосознание, мировоззрение, в том числе смысложизненные ориентации.

В социально-культурном отношении идеальное предстает и для материалистов, и для идеалистов в качестве совокупности объектов, выступающих как ценности, идеалы, нормы, принципы, образцы (нравственные, религиозные, эстелтркские, языковые, познавательные, утилитарные, технические и т. д.).

В современной отечественной философии довольно прочные позиции продолжает занимать диалектический материализм. В 70-е годы в рамках этого учения сформировались два подхода к пониманию идеального. Один из них был представлен Э. В. Ильенковым (1924—1979), другой — Д И. Дубровским (р. 1929).

Ильенков, развивая традиции марксистской диалектики и опираясь на психологические исследования, утверждал, что идеальное не тождественно субъективной реальности. Идеальные объекты — суть надличностные элементы культуры, это нормы, принципы, схемы, подлежащие реализации в деятельности, опредмечиванию или духовной объективации. Они представляются в виде вещи, но не вещественны. По сути, это формы деятельности, конструируемые общественным человеком в соответствии с его целями.

Дубровский, продолжая линию материалистического сенсуализма и обращаясь к данным естественных и точных наук, настаивал на том, что идеальное есть субъективная реальность, создаваемая способностью человека «иметь информацию в чистом виде» Полемика между двумя философами показала актуальность проблемы, ее многогранность и стимулировала творческие поиски в этой области

В заключение представим определение идеального, предлагаемое «для продумывания» отечественными философами П. В. Алексеевым и А. В. Паниным: «Идеальное — это гносеологические образы (образы будущих предметов или ситуаций, программы, модели) и высшие ценности бытия человеке (добро, правда, справедливость, красота и т. д.), которые подлежат реализации в деятельность человека^.