Что такое культура в философском понимании?
Под культурой в философии понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности, обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни по всех основных направлениях, сфера свободной самореализации личности.
Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках просветительской философии истории Идея культуры выражала здесь степень развитости разумного начала, объективирующеюся в ходе истории в релш ии, морали, праве, искусстве, науке, философии. Немецкая классическая философия отождествила культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества При этом многообразие форм культуры располагалось ими в определенной исторической последовательности.
В рамках философии жизни формируется новая идея об исторической самобытности и локальности культур, происходит отказ ол представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа — культура» сменяется новой оппозицией «цивилизация — культура^ (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой негативных черт западной техногенной цивилизации и «массовой культуры». Культура как органическое, творческое духовное начало противопоставляется цивилизации как утилитарному, технологическому, материальному Культура при этом сводилась к высшим областям духовного творчества, а цивилизация — к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей.
В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры — аксиологический и деятель-постный. С точки зрения аксиологического подхода культура — это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного ор! аниз-ма Сторонники этого подхода обращают особое внимание на I творческий и личностный аспекты культуры, рассматривают ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения Оеятельностного подхода культура — это специфический способ человеческой жизнедеятельности, «система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым ст имулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). С качестве способа регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не только духовную, но и предметную деятельность. При данном подходе акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества.
Близкой к деятельностному подходу является семиотическая интерпретация культуры Ю. А. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности Предметы материальной культуры тоже выступают как средства хранения и передачи смыслов, регулирующих деятельность, поведение и общение.
Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающие языком, сознанием, искусством, наукой, современной техникой, представляет собой абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передастся от поколения к поколению по принципу множества «социальных эстафет» (М А. Розов) и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.
Основным вопросом для философии культуры (сам термин ввел в нач. XIX в. немецкий романтик А. Мюллер) является вопрос о существовании культурных универсалий, дающих возможность философского осмысления культуры. С точки зрения неокантианцев (Г Риккерл, В. Виндельбанд), универсалиями культуры являются общезначимые ценности (логические, эстетические, нравственные). В психоаналитической концепции К. Г. Юнга универсалии культуры задаются психобиологическим единством человеческого рода. Согласно социально-философской теории К. Маркса, культура это сам процесс че ловеческой жизнедеятельности, а не только совокупность его результатов, и она можел быть понята только в связи с обше ством и трудом.