Социальная философия направлена на исследование общих, фундаментальных характеристик общественного бытия людей, на выявление причин (оснований) общественной деятельности людей, а также главных ценностей и конечных целей жизни человека в обществе. Социальная философия представляет собой философскую дисциплину, предметом которой является теория общественного развития, всеобщие связи и отношения, а также специфические черты социального познания. В рамках теорстико методологического основания в изучении закономерностей общественного развития в социальной философии сосуществуют и взаимно дополняют друг друга форма-ционный и цивилизационный подходы. В современной социальной теории несколько иначе, чем в классической социальной теории марксизма, расставляются акценты. Так, в ней развиваются и формулируются такие проблемы, как социальная онтология, глобальные системы, социальная трансформация, социальные знания и социальные изменения, социальные противоречия. Расширение проблемно-теоретического поля социальной философии повлияло и на функции социального знания. К идеологической, гуманитарно-мировоззренческой, методологической, аксиологической функциям присоединились коммуникативная, интегрирующая функции.

Социальная философия определенным образом соотносится с другими дисциплинами, составляющими систему общество-знания. Особенно важными в этом плане являются связи социальной философии с историей и социологией. Историческая наука исследует прошлое как последовательность конкретных и уникальных событий, ситуаций и процессов. Историческая реконструкция прошлого заключается, с одной стороны, в воз можно более подробном и точном описании деталей и подробностей, а с другой в выявлении общих конфигураций, повторяемое! и, взаимосвязи и соотношения объективных для истории событий. Ясно, что объяснение исторических конфигураций требует определенного «лекала», общетеоретического принципа, объясняющего мозаику событий с позиций системности, единства. Функцию выработки общих принципов исследования истории берет на себя социальная философия.

Несколько более сложно обстоит дело с определением типа отношений между социальной философией и социологией. Социология и социальная философия тесно связаны исторически и содержательно. Социология сложилась в качестве самостоятельной области знания в XIX в. в результате конкрети шции традиционной социальной проблематики и развития эмпирических социальных исследований. Социолог, ия чаще всего трактуется и как научная теория общества и общественных отношений, и как система внутреннего функционирования общества, и как наука о закономерностях развития социальных систем. Наиболее правомерно считать социологию наукой о системной организации общества: социология исследует не социальные общности (род, семья, этнос, раса, нация, социальная страта и т. д.) сами по себе, а системную организацию всего общества и отношение к ней ее отдельных элементов В этом плане социология предполагает три уровня исследования системной организации общества: общая социология (уче ние о целостной общественной системе), специальные социологические теории (теории экономики, политики и др.) и теория и методика конкретных социологических исследований. Общая социологическая теория входит в социальную философию как один из основных компонентов. Ряд отечественных социальных философов считает, что общая теоретическая социология и социальная философия различаются не по предмету, а по контексту включения в систему общественного знания в составе социологической или философской подсистемы и соответственно по мировоззренческой и методологической функциям в социальном познании. Философская подсистема обшествознания нацелена на логику социального развития, социология — на структурный аспект.

Вместе они представляют собой социально-гуманитарное знание, выступая не только наукой об обществе, по и наукой о человеке, наукой о гармоническом сочетании общества и человека, а не в очередности или приоритете одного над другим. По этой причине современное обществознание нацелено не только и не столько на реализацию умозрительных схем исторического процесса, сколько на познание того, как осуществ ляются различные способы жизнедеятельности общественного организма, не столько на всеобщее, ско. лько на сочетание общего и уникального, неповторимого, хотя и детерминированного экзистенцией и феноменологией общества.