Общество — это продукт совместной исторической деятельности людей, совокупность общественных связей, отношений и компонентов, особый тип надьпщивидуадьиой и надприрод-ной системной организации.

Общество представляет собой специфическую систему, включающую множество элементов, в число которых входят:

  • экономические, политические, семейные и другие отношения;
  • различного уровня общности (семья, этнос, нация, государство);
  • структурные связи.

Разнообразные виды социальных связей, отношений и элеменюв образуют тот «язык», на котором общество говорит с человеком. На деятельность индивида всегда накладывается некая социальная форма, присущая историческому человечеству или отдельному этапу его истории Эта форма является результатом исторической деятельности людей и потому составляет для человека жизненную реальность. Таким образом, в системном аспекте общество предстает в широком и узком смысле. В широком — как совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей. В узком — как конкретно-историческая целостность или элемент этой целостности.

Для системного видения общества недостаточно признания целостности разнородных и множественных элементов - необходимо еще понять характер целостности. Иными словами, стоит задача понять основания системности общества. К таким основаниям относится вьщеление доминирующего фактора (социального явления, связи, отношения), который бы обладал системообразующими свойствами.

Этот вопрос в истории социальной мысли решался в рамках двух основных парадигм социально-философского мышления — социального реализма и социального номинализма. Реалистическая тенденция в понимании системности общества проявляется как признание приоритета всеобщего над уникальным, единичным. Номинализм, наоборот, считает, что подлинной реальностью обладает лишь единичное, т. е. конкретный индивид, и, следовательно, социальное есть совокупность свойств, присущих отдельным индивидам Номиналистические тенденции реализованы, например, представителями английского социального номинализма. Так. у Т. Гоббса искусственный характер общества обосновывается в рамках концепции «общественный логовор».

В рамках социального реализма (истоки его восходят к философии государства Платона и Аристотеля) развиваются идеи системности общества в гегелевской, марксистской и позитивистской трактовке.

Первая серьезная попытка понять общество как «тотальность» представлена Гегелем. Общество для Гегеля — это деятельность «всемирно-исторических индивидов», через личные цели и действия которых проявляется «объективный дух» истории. Социальная философия Гегеля имеет своим истоком панлогизм: превращение логики в основание системы ведет к тому, что общество и этапы его развития рассматриваются как форма и этап всеобщей логики понятий. Системность и историзм проявляют себя в гегелевской трактовке в том, что деятельность общества составляет основу единства природы и человека. Труд для Гегеля является исторической формой деятельности. Произведения культуры, как продукты труда, согласно Гегелю, отделяют человеческое общество от животных.

Гегелевские представления об обществе как системе (универсализм практического отношения к миру, целеполагание и др.) были использованы К. Марксом. В то же время марксистское понимание системности общества противоположно гегелевскому, системность обеспечивается общественным производством. Общественное производство (производство общества) осуществляется в качестве способа совместной жизнедеятельности людей, продуктом и результатом которого выступает общество. Целостность общества понимается Марксом как «общечеловеческий жизненный процесс», «производство — жизнь, порождающая жизнь», «производство людьми своей общественной жизни».

Производство играет, по Марксу, системообразующую роль потому, что осуществляет жизненно важные для людей функции воспроизводства материальных условий жизни, производства социальных связей и отношений, производства идей (идеологии) и творчество в сфере духовных ценностей. В рамках марксистской модели общества основными отношениями являются производственно-экономические, основными сферами — экономическая, политическая, социальная и духовная. Историческая специфика этих системных элементов обусловлена здесь типом экономических отношений (антагонистических или неантагонистических).

Другая картина наблюдается в трактовке системности общества у позитивистов. Организмическая, натуралистская модель общества позитивистов «первой волны» (О. Конт, Г. Спенсер) связана с представлением о целостности общества, обусловленной аналогией между биологической природой и социальной. Э. Дюркгейм, позитивист «второй волны», развивает функциональное толкование общества. Для него общество — специфическая автономная реальность, системность которой придается совокупностью «социальных фактов». Каждый «социальный факт» обладает самостоятельными характеристиками и не сводим к биологическим, экономическим или психо югическим феноменам социальной действительности Основной признак «социального факта» — принудительное давление на человека, и в этом случае социальная система противоположна, антагонистична индивиду. Системообразующим отношением у Дюрюейма выступает общественная солидарность.

Усложнение постиндустриального, информационного общества, рост его многомерности меняют уровень системной организации, придают ему, например, признак глобальности.