Вопрос о прогрессе в истории многократно обсуждался философами. Рассматривая исторический процесс как прогрессивное развитие, философы, как правило, выделяют этапы развития общества, при этом каждый последующий этап мыслится как более совершенная ступень общественного ра тития Построение цепочки исторических эпох по принципу прогрессивного развития предполагает несколько допущений. Во-первых, историческое движение не мыслится как круговое или прямолинейное, направленное в прошлое Чаще всего в концепциях исторического прогресса история представляется в виде восходящей спирати или стрелы, направленной к свет лому будущему. Во-вторых, концепции прогрессивного г'ш' -

19-

тия явно или неявно предполагают наличие цели истории При этом цель может мыслиться как абсолютно трансцендентное, или как общественный идеал, в той или иной степени достижимый в будущем. В этом отношении концепции исторического прогресса часто включают в себя эсхатологический момент В-третьих, сопоставление этапов развития общества как более или менее прогрессивных предполагает наличие критериев прогресса, представляющих собой тс признаки, по которым выделяются более и менее совершенные общества. Довольно часто в роли таких критериев выступают движущие силы исторического процесса. Так, например, характер материального производства и экономических отношений, являющихся основным фактором развития истории, с точки зрения историческою материализма служит основным критерием прогресса. Многие философско-исторические концепции прогресса представляют собой развернутое изложение критериев прогресса.

В явном виде идея общественного професса начат разрабатываться философами-просветителями XVIII в. Ж. Кондорсе, будучи философом-просветителем, верил в безграничные возможности человеческого разума, который и является, с его точки зрения, главным фактором исторического развтия. Професс разума обеспечивает социальный прогресс. Вслед за просветителями О. Конт оформляет свое представление о социальном прогрессе в теорию трех стадий. Развитие человеческого разума проходит три стадии, теологическую (все явления человеком рассматриваются с точки зрения действия сверхъес-тесгвенных сил), метафизическую (все явления рассматривают ся с точки зрения абстрактных, отвлеченных начал] и позитивную, являющуюся наивысшей (объяснения приобретают научный характер и обосновываются опытом). Общественное развитие, так же как и в просветительских теориях, по мнению О, Конта, зависит от прогресса разума. На какой стадии развития находится человеческий разум, на той же стадии развития находятся социальные институты и общественные отношения. Как прогрессивное развитие представлена история и в концепции исторического материализма. Общественно-экономические формации, являющиеся этапами развития общества, сменяют друг друга в направлении приближения к коммунизму, по существу, являющемуся целью общественного развития.

Теории исторического прогресса подвергаются критике в первую очередь за эсхатологизм, и также за односторонний и часто субъективный подход к выбору кри терпен прогресса В качестве альтернативных выступают концепции «речного возвращения», теории культурологического плюрализма, структуралистские и постмодернистские модели историк