Есть ли различие в понимании русской идеи у Вл. Соловьева и славянофилов?
«Русская идея» — это термин, обозначающий систему пред ставлений о месте России в мировом сообществе, особенностях ее истории, культуры, национальной ментальное™ и национального характера. О русской идее писали преимущественно философы, а не историки, социологи и экономисты. По этой причине обсуждение русской идеи шло в рамках ори гинатьной и самобы гной русской философии истории в ее историософском варианте. В терминах современной философии русская идея является одной из форм проработки логики ци - вилизационного развития России.
Один из первых вариантов русской идеи проявляется в утверждении «Москва — Третий Рим» старца Филофея. Для славянофилов (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, Ю. Ф. Самарин, К. С. Аксаков) русская идея представлялась исследованием пределов европеизации России и включала такие проблемы, как Россия и Запад, Россия и Восток, Запад и Восток. Составляющими частями русской идеи у славянофилов были консервативно-патриархальная утопия (идеализация патриархального уклада России); неприятие европейской цивилизации; антиле мократизм (критика частной собственности, буржуазного индивидуализма и правового государства); принцип соборности1
1 Соборность это способ духовного объединения людей на основе уни^ персапизма, нравственно-христианских ценностей Русские философы интерпретируют соборность о двух основных смыслах: как надличностное коллективистское состояние общества (П. Флоренский) и как идеальное состояние общества, основанное на абсоолютном единстве свободы, любви и христианской религии (А. С Хомяков Н А. Бсрляев) и возможность дальнейшего «самобытного» (некапиталистического) пути России. Программа славянофилов — это создание 'русской философии (как философии русской идеи) и национальной идеологии. Исходный пункт — отказ от западной модели исторического развития и модели западного рационализма, тесно связанных с католицизмом и протестанта том. Главная роль в деле самобытного пути России отводилась ими православию и идейному наследию восточной церкви; обосновывалась чуждость парадигм западного мышления русской культуре (Киреевский).
В. С. Соловьев подвер! критике славянофильскую русскую идею за ее националистичность, примат национального над религиозным, не принял тотальную критику славянофилами католицизма и протестантизма (за юридический формализм и логический рационализм). Однако есть и общее в понимании русской идеи славянофилами и Соловьевым: оно заключается в глубоком убеждении, что русская идея есть идея религиозная, нравственно-политическая, традиционалистская.
Соловьев исходил из миссии любой нации в истории, причем нация для него — не этнос, а система «человек — государство». Собственно национальная идея и есть миссия нации в составе мирового целого. Если нация не имеет своей «органической функции во вселенской жизни», то она не имеет и оправдания своего существования. Идея нации состоит «не в том, что она сама думает о себе во времени, но то, что Б01 думает о ней в вечности». (Сравним: для Н. А. Бердяева русская идея суть предельное выражение национального характера, антипод «бесцветности».) Великое человеческое единство реализуется как Вселенская Церковь. И, таким образом, обсуждение русской идеи привело Соловьева к концепции свободной теократии. Соловьев в статье «Идолы и идеалы» писал, что свободная теократия не исключает любви к своему народу; чтобы любить все человечество, надо научиться любить свой народ. В этом смысле Соловьев, как и славянофиты, придерживался важной идеи необходимости служения народу.
Русская идея Соловьева противопоставлена славянофильскому мессианизму и идеологам православия, предложившим концепцию спасительной роли православной России в отношении всего человечества. Содержанием русской идеи, со! паь-но Соловьеву, во-первых, является осуществление «социальной троицы» в России органического единства церкви, государства и общества. «Восстановить на земле этот верный образ божественной троицы — вот в чем русская идея». «Согласные действия» первосвятителя. царя и пророка носят характер «верховных жизненных начал», решающего фактора духовного вектора развития. Во-вторых, Россия — это часть христианского мира, и ее задача состоит в содействии сближению всех христианских народов на основе принципов христианской нравственности. Чтобы осуществить русскую идею, Россия должна трудиться не для себя, а для мира «во имя христиан ского начала». Разделяя убеждение Ф. М. Достоевского о «все-человечности» русского характера, Соловьев обратился к идее воссоединения христианских церквей потому, что видел тра гизм исторической судьбы России в ее отъединенное™ от Ев ропы. Он полагал, что национальный эгоизм не может способствовать созданию гуманных отношений между народами Та кие отношения могут возникнуть только благодаря обшей христианской политике. Четко выраженная абстрактно-гумани стическая позиция Соловьева представляет собой альтернативу националистической (И. Аксаков). Аргументы Аксакова также существенны: духовное единство с Западом возможно лишь при радикальном изменении духовной культуры самой России Щ устранении пропасти между народом и интеллигенцией, одухотворения самой церкви, придания ей вектора действительной нравственной силы. Если этого не будет, то союз с авторитарной католической организацией приведет лишь (в этом Акса^ ков и Соловьев солидарны) к «внешней механической унии»