Как можно кратко охарактеризовать основные школы и периоды древнекитайской философии?
Согласно китайской историко-философской традиции, в древности существовало шесть основных школ:
- 1) натурфилософы,
- 2) конфуцианцы,
- 3) монеты,
- 4) номиналисты,
- 5) легисты,
- 6) даосы.
Позднее появились буддийские школы.
Конфуцианство, даосизм, буддизм — главные течения традиционной культуры Китая, каждое из которых включает в себя соответствующее философское направление.
Конфуцианство
Самое влиятельное из них — конфуцианство, наиболее полно выражающее особенности национального сознания. Школа (цзя) конфуцианцев (книжников, служилых людей (жу цзя) основана Почтенным Учителем Куном — Кун Фу-цзы (551—479 до н. э.). в латинизированной передаче — Конфуцием.
Главная цель его учения — содействие благополучию общества, руководимого государством, и тем самым поддержанию мировой гармонии. Высшие ценности — патриархальные и государственные, традиция и порядок, деятельное служение обществу. В этике ведущая идея — управление на основе добродетели. Моральная норма ценится выше правовой. Главная сила воздействия правителя—нравственная—благой пример.
Даосизм
Школа даосов, великого пути, пути и силы (dan дэ цзя) дополняет конфуцианство, полемизируя с ним. Основополагающие классические произведения школы — уже упоминавшиеся книги Лао-цзы и Чжу-ан-цзы. Даосизм более созерцателен, отрешен, мистичен, экзистенциален; сосредоточен на вопросах смерти и небытия.
Даосы проповедуют «благородное недеяние» (у вэй) как способ единения с Вселенной. Они полагают, что наилучшее общество то, где люди живут просто, не пользуясь плодами цивилизации, а о правителе знают только, что он есть.
Буддизм
Своеобразие китайского буддизма наиболее ярко представляет философская школа Чань-буддизма — Чань-цзун (чань — от индийского «дхиана» — медитация, цзун — родовое название буддийских школ).
Школу основал в VI в. выходец из Индии Бодхидхарма (в китайской транскрипции — Путидамо, сокр. Дамо). Буддизм в этой школе развивается в направлении признания ценности жизни в мире, сближения с даосизмом. К VIII в. в круг важнейших идей школы вошли следующие:
- нирвана и санса ра — одно и то же, «обыкновенное сознание — это и есть истина»;
- прозревая свою природу, становишься Буддой;
- нирвана (непань) достигается внезапно, как озарение, подобное вспышке молнии;
- путь к ней не упражнения, а спонтанное переживание жизни, особого рода незаинтересованная деятельность — недеяние (у вэй).
Другие философские школы в Древнем Китае
Другими основными философскими школами (цзя) в Древнем Китае были:
- натурфилософы (иньян цзя), разрабатывавшие своего рода числовую методологию — нумерологию на основе концепции двух всеобщих противоположных начал — инь-ян и пяти первоэлементов;
- легисты (школа закона — фа-цзя), обосновывавшие необходимость установления всевластия государственного закона и жесткой централизации власти;
- монеты (мо цзя), называемые по имени основателя Мо ди (468—376), развивавшего идеи всеобщей любви (цзянь ай) и благополучия, взаимной выгоды, прагматической целесообразности;
- номиналисты (школа имен — мин цзя — букв.: оперирующие названиями), чье внимание было сосредоточено на логико-гносеологических исследованиях, особенно — на вопросе о соотношении понятий-имен и «реалий»; после III в. номиналисты утратили влияние, поскольку их проблематика считалась не имеющей практического значения.
Древнекитайская философия делится на три периода:
- 1) начальный классический период (VI—III вв. до н. э.);
- 2) философия эпохи Хань (II в. до н. э.— II в. н. э), когда конфуцианство утверждается в качестве ведущего направления философии, получающего официальную поддержку;
- 3) после-ханьская средневековая философия (III—X вв.), когда развивается философия китайского буддизма и оказывает возрастающее влияние на другие учения.