В социальной философии XVII—XVIII вв., в условиях утверждения буржуазного общества, под влиянием идей индивидуализма и натурализма, по-новому осмысливаются и развиваются существовавшие еще в древности учения о естественном праве и общественном договоре. В понимании общества становится влиятельным антропологизм, т. е. представление о первичности индивида по отношению к социуму: люди объединяются в общество, чтобы реализовать свои индивидуальные стремления коренящиеся в природе человека. Естественное индивидуальное право человека — принципы общения между людьми, определяемые человеческой природой. В этом праве псе равны. Нарушение его препятствует осуществлению человеческой природы иными словами, лишает индивида возможности жить по человечески. Данные идеи включаются в концепции общественного договора, которые создают Г. Гроций, Т Гоббс, Дж. Локк. Ж - Ж Руссо и др. Они различают естественное состояние жизни людей и общественное, возникающее в результате общественного договора Под договором имеется в виду не конкретное историческое событие, а теоретическая реконструкция постепенно сложившихся общепринятых отношений. Следует отметить закономерную связь между пониманием природы человека и идеалом общественно-политического устройства.

Родоначальником концепции естественного права и общественного договора в Новое время считается Гуго 1роций (1583—1645) — голландский мыслитель и государственный деятель. Его основные сочинения - «Свободное море», «Три книги о праве войны и мира». Гроций объясняет возникновение общества, организованного пол началом государства, природой человека, в которой заложено стремление к самосохранению и разумному мирному общению, потому что человек есть существо разумное, имеющее дар речи и общественное В соответствии с этим определяется «естественное право» индивида — на жизнь, соблюдение личного достоинства, на собственность, объединение в общество, исполнение договоров, наказание за преступления. Чтобы гарантировать естественные права, учреждают государство и «гражданское право» — нормы, закрепляющие естественные права и получающие государственную поддержку.

Английский философ и политический деятель Томас Гоббс (1588—1679) в своем главном труде «Левиафан» (1651) выдвигает такую концепцию общественного договора, которая должна обосновать идею централизованного, абсолютистского государства. В духе времени Гоббс стремится создать последовательно научное учение об обществе. Он понимает социум как «искусственное тело», составленное из индивидов, организованное и действующее по принципу механизма. Объясняется общество «путем дедукции из природы нужд и намерений людей». По природе человек существо разумное^ деятельное, эгоистичное, стремящееся к самосохранению и захвату как можно больше благ для себя («естественное право на всё»). В естественном состоянии «человек человеку волк». Такое состояние «войны всех против всех» противоречит праву на жизнь. Поэтому люди, как существа разумные, приходят к решению отказаться от «естественного права на всё» и заключить общественный договор, для чего создают язык. Человек переходит в общественное состояние, строит государство или «искусственного человека» — Левиафана. При этом часть естественного права каждого отчуждается переносится на отдельного человека (монарха! или группу людей, представляющих волю всех. Таковой считается единая воля, которой подчиняются частные воли. Суверенно только правительство, все права — ему. Отчуждаемо и право на личную свободу. Государство властвует над повелением, убеждениями людей (религиозными, научными, нравственными). Восстание допустимо лишь в случае нарушения права на самосохранение. Установив новую власть, надо немедленно подчиниться ей. Пока нет государственных законов, нет никаких гарантий для трудовой частной собственности и морали. В общественном состоянии эгоистический интерес и диктат государственного права заставляют принять данный Богом естественный закон: не делай другому того, чего не желаешь себе («золотое правило» нравственности). Гак, естественный закон совпадает с гражданским. В здоровом обществе «человек человеку Бог».

Совершенно иную, либералистскую, направленность имеет концепция общественного договора английского философа, врача, педагога Джона Локка (1632—1704). Его главное социально-философское произведение — «Два трактата о государственном правлении» (1690). Природу человека Локк трактует иначе, чем Гоббс. Естественные права индивида — на жизнь, свободу — разумное самоопределение, трудовую частную собственность — неотчуждаемы. В естественном состоянии эти права не защищены, поэтому люди заключают общественный договор и переходят в общественное (гражданское) состояние. При этом они отказываются от природного права на самозащиту, наказание за нанесенный им ущерб и передают эти права государству. Назначение государства — охрана жизни, свободы, собственности граждан. Чтобы не нарушались права граждан, государство следует организовать по принципу разделения властей. Государство и церковь не должны вмешиваться в дела друг друга. Воспитательная задача также входит в компетенцию государства. Локк, будучи просветителем и сенсуалистом-эмпириком, полагал, что поскольку основа культуры — труд, опирающийся на знания, а все знания — из опыта, то правильное воспитание необходимо для раскрытия благих возможностей индивида. Общественный строй, не обеспечивающий такого воспитания, должен быть изменен.

Радикализм отличает учение об общественном договоре, созданное французским философом и писателем Ж.-Ж Руссо (1712—1778) и изложенное в трактате «Об общественном договоре» (1762). Для Руссо равенство и свобода индивида — первостепенные ценности, соответствующие основным естественным правам человека, который от природы склонен и к самосохранению, и к сочувствию к другим людям. Руссо изображает естественное состояние как идиллию: мирную, безыскусную жизнь в согласии с природой. Человеческие потребности просты, общественные связи слабы. Самое главное — люди независимы и равны Постепенно увеличивается население что вынуждает людей к конкуренции и сплочению, ведет к росту потребностей, частной собственности, к появлению экономического неравенства, ожесточенной борьбы между богатыми и бедными и, наконец, к установлению государства. Оно возникает' в результате заключения общественного договора в целях обеспечения мира. 11о он неустойчив, пока есть неравенство, ведущее к деспотии. Руссо предлагает не отменить государство—к естественному состоянию возврата нет,— а коренным образом перестроить общественный порядок, заключив новый общественный договор на принципах равенства, свободы и «народного суверенитета». В обществе, устроенном на этих разумных основаниях, соответствующих человеческой природе, нет имущественного неравенства, а народ осуществляет власть в форме прямой демократии. Радикально настроенные деятели Французской революции воспринимали социально-политический идеал Руссо как руководство к действию.