В историко-философской науке существуют различные периодизации античной философии, каждая из которых вносит дополнительный штрих в общую картину. Один из крупнейших немецких историков философии конца прошлого века. В. Виндельбанд (1848—1915), выделял два отличных по культурному фону и духовным стремлениям периода античной философии: 1) греческая философия, созданная на основе замкну той национальной культуры и стремящаяся к чистому познанию (завершилась к 322 г. до н. э.); 2) эллинистическо-римская философия, развивавшаяся на почве мировой культуры того времени и стремившаяся к наилучшему устройству жиши людей, т. е. к практическому результату.

Критерием выделения периодов в концепции известного знатока античности российского философа С. Н. Трубецкого (1862—1405) являются главные фигуры античной философии: 1-й период — до Сократа (VI в. до н. э,— 2-я пол V в. до н. э 1: 2-й период — от Сократа до Аристотеля (2-я пол. V в. до н. э.— IV в.

до н. а); 3-й период — после Аристотеля (IV в. до н. а— VI в. н. а). Отсюда происходит термин «досократики», который используется в философской литературе.

Наиболее подробная периодизация истории античной философии была предложена другим известным российским философом, психологом Г. И. Челпановым (1862—1936). Здесь критерий для выделения пяти периодов античной философии — смена объекта и задач философии. Первый период — натурфилософский, или космологический (VI в. до н. а— середина V в. до н. э.) характеризуется преимущественным интересом к проблемам «фи-зиса» и космоса, поиском субстанциального начала всех вешей Второй период — антропологический (2-я пол. V в. до н. э.— кон. V в. до н. э.) делает главным предметом своего исследования человека, пытаясь определить его сущность. Третий — систематический (V — IV вв. до н. э.) характеризуется открытием сверхчувственного и категориальной диалектикой Платона и. Аристотеля, давших формулировки основных философских проблем. Четвертый — этический (III в. до н. э.— I в. н. э.) связан с пониманием философии прежде всего как нравственного учения, разрабатывающего нормы и правила человеческой жизни. И, наконец, пятый — религиозный период (1 в. н. э.— VI в. н. э.) выделяет в качестве главного объекта философии познание Божественного.

Естественно, каждая из предложенных периодизаций достаточно условна, но наиболее содержательной представляется периодизация Г. И. Челпанова.