Каким образом в философии определяется эстетическое?
Эстетическое — предмет эстетики, одной и i отраслей философии Эстетическое — это такое измерение жизни, в котором определяющее значение имеет ценность прекрасного. В свете прекрасного может предстать любое явление- действительное или воображаемое, природное или культурное, принадлежащее внешнему миру или глубинам души А. П. Чехов говорит, что в человеке все должно быть прекрасно, и в его идеале присутсл - вует значительная эстетическая составная. Существует относительно обособленная и специализированная сфера духовной жизни — художественная, искусство, где ведущая роль отведена эстетической деятельности. Но искусство вмещает в себя лишь малую часть этой деятельности, затрагивающей все аспекты существования. Вот почему эстетическое правильнее называть не сферой, а измерением жизни. Определить эстетическое нам помогут идеи отечественного философа А. Ф. Лосева (1893—1988), автора фундаментальных трудов по эстетике. Он видит сущность эстетического в том, что оно есть «непосредственно данная или внешне чувственная выразительность внутренней жизни предмета», которая «воспринимается как самостоятельная, бескорыстно созерцаемая жизненная ценность», как «объект не заинтересованного и самодовлеющего любования»[7]. Эстетика понимается Лосевым как «философская дисциплина, имеющая своим предметом область выразительных форм любой сферы действительности (в том числе и художественной), данных как самостоятельная и чувственно непосредственно воспринимаемая ценность»[8]. Встречается и расширительная трактовка эстетики, когда в нее включают не только философское учение, но и не выраженную в концептуальной, теоретической форме совокупность представлений о прекрасном, соответствующих идеалов, образов, вкусов, проявляющихся в восприятии человека и его творчестве. Такое толкование эстетики принимается, например, в книге В. В. Бычкова «Русская средневековая эстетика Х1-Х\Л1 вв.» (М., 1992).
Наиболее общие черты эстетического представлены категориями: эстетическое, прекрасное — безобразное, возвышенное — низменное, трагическое — комическое, эстетический идеал, эстетический вкус. Об эстетическом, категории настолько широкой, что ее называют метакатегорией, сказано выше. Возвышенное, трагическое, комическое, эстетический идеал, а также изящное, грациозное и т. д. суть модификации прекрасного.
Прекрасное — ключевая категория эстетики. Прекрасное — ценность выраженности, явленности совершенного. Встреча с совершенством, его воплощение вызывает особого рода радость — эстетическую — бескорыстное, возвышенное чувство. Противоположность прекрасного, эстетическая антиценность — безобразное, в котором являет себя несовершенство, недостаток блага. Безобразное вторично, поскольку обнаруживается только в свете прекрасного. Платон считает, что объективно существует «прекрасное само по себе»' безусловная, вечная, божественная, образцовая идея, все остальное (вещи, люди, душевные состояния) прекрасно лишь относительно, настолько, насколько прича стно этой идее. Согласно Аристотелю, прекрасное есть свойство космоса, а именно — соразмерность, порядок, гармония, целесообразность в действительности; прекрасное характеризуется в от - ношении к возможностям человека: он созерцает прекрасное в предмете, который обозрим как единство во многообразии (например, нельзя назвать прекрасным слишком маленькое или слишком большое, потому что в первом неразличимы части, во втором не охватывается целое). Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идей, «божественное в его чувственном облачении». В Новое время распространяются, особенно в бри танской философии, субъективистские трактовки прекрасною. Гоббс полагает, что прекрасное — это полезное в перспективе, то, в чем человек усматривает признак будущего блага Согласно Юму, прекрасное — свойство не предмета, но духа, созерцающего предмет. По Канту; прекрасное — общезначимый целесообра шый предмет незаинтересованного любования, основа чувства красоты — удовольствие, доставляемое созерцанием совершенной формы; образец прекрасного как эстетический идеал возвышенного есть символ нравственно доброго, поэтому прекрасное способствует расширению свободы личности, а значит — совершенствованию человеческого рода. К этим положениям Кан га восходит высказывание Шиллера: «Красота спасег мир». Многие философы утверждают, что прекрасное в возможности зактючено в объекте, но действительным оно становится только в результате активности субъекта. Так, Н. Г Чернышевский (1828—1889), развивая идеи Фейербаха, пишет, что прекрасное есть жизнь, какор ' мы хотим ее видеть, и прекрасно то существо, в котором мы находим такую жизнь. В марксистской эстетике развивается прел ставление о том. что источник прекрасного — общественная прі рода человека, выражающаяся в его способности к освоению мира по универсальным меркам, к совершенствованию окружающего вместе с самосовершенствованием («распредмечиванию» и «опредмечиванию»), при этом самостоятельную ценность приобретает свободная и фа творческих сил, лающая эстетическую радость.
Эстетический идеал — прекрасное в прообразах совершен -ства, выступающих как предел сфемлений в воплощении прекрасного и как мерило, критерий эстетической оценки.
Возвышенное - это такой вид прекрасного, в котором сочетается величественное, превосходящее человека, и совершенное. По отношению к возвышенному человек испытывает чувство, схожее с тем, которое вы )ывает в нем священное,—благоговение, упование, смешанное с февогой. В этом чувстве соединяется сфемление ввысь и ощущение своей ограниченности, опасности риска. В религиозном сознании предел возвышенного — божество. Обычные образы возвышенного в природе — горы, океан, небеса, вселенная. Кант, много еде швший для утверждения категории возвышенного в эстетике, считал, что в конечном счете возвышенное выражает красоту нравственного долга. Возвышенному противостоит низменное.
Трагическое — вид прекрасного, близкий возвышенному В трагическом соединяются радость совершенствования и горечь потерь на этом пути. Трагическое есть красота мужества, героизма, испытания силы личного свободного духа смертельной опасностью. Трагическое просветляет, очищает душу от гнетущего страха, утверждая ценность возвышения, даже если оно несет страдания и смерть. Подвиг Христа, «смертию смерть поправшего», выражает суть трагического.
Комическое — прекрасное, раскрываемое через смех, когда он выражает удовольствие, которое человек испытывает, отстраняясь от несовершенства, разоблачаемого е его столкновении с совершенным. Здесь смех возникает как радостный вздох избавления, освобождения от гнета, что происходит, когда ярко выявляется противоположность отрицательного и положительного. Аристотель полагает, что такое воздействие вызывается контрастом безобра шого и прекрасного, Кант — ни чтожного и возвышенного, при котором происходит внезапное разряжение напряженного ожидания в ничто, Гегель считает, что источник смеха — контраст мнимо основательного (неистинного) и действительно основательного (истинного), Вер]-сон — автоматического и живого Комическое имеет много разновидностей — юмор, ирония, сарказм, сатира и т. д.
Эстетический вкус (аналог совести в морали) — это способность и склонность человека воспринимать и оценивать явления с точки зрения их совершенства, по меркам прекрасного, действовать, творить, руководствуясь этими оценками Такой вкус включает умение разграничивать эстетическое и неэстетическое, различные оттенки и градации в эстетическом; наслаждаться созерцанием и созданием прекрасного и испытывать неудовольствие, огорчение при созерцании и создании безобразного. Уровень развитости эстетического вкуса определяется тем, насколько человек способен воспринимать и воп ющать прекрасное в его разнообразных проявлениях.