В современном мире самоопределение философии, т. е. понимание своего предмета, задач и сущности, столь же много-ообразно, как и в истории философии. Выделим три основных подхода к трактовке сущности философии. Первый подход можно назвать доктринольным, который хотя и в меньшей степени, чем другие подходы, но все же сохраняет свое значение. Согласно этому подходу, философия является некоторой доктриной, т. е. системой законченных истин, открытых тем или иным героем «мыслящего разума». Задача его последователей — использовать эту доктрину для анализа современных процессов. Доктринальный подход представлен таким направлением современной философской мысли, как неотомизм, который до 2000 г считался официальной философией католической церкви. Автор этой доктрины — крупнейший схоласт Средневековья Фома Аквинский следующим образом сформулировал различие между теологией и философией. Философия и теология изучают одни и те же предметы — человека, мир. Бога. Но разум, основа философии, восходил от познания следствий к первопричине, а Откровение — основа теологии — от познания первопричины к следствиям. Поэтому именно истины Откровения выступают в роли критерия истинности суждений, добытых разумом. Вера ориентирует разум, теология ориентирует философию, без элиминации последней.

Инструментальный подход к определению сущности философии представлен в культуре XX в. такими направлениями, как логический позитивизм, прагматизм, аналитическая философия. Суть этой позиции отчетливо была высказана у Л. Витгенштейна в «Логико-философском трактате»: «Философия—это не доктрина, а деятельность»—деятельность по прояснению языка, и в первую очередь по прояснению языка науки Цель этой деятельности — элиминировать из языка науки все бесмысленные высказывания, т. е. высказывания, которые не могут быть сведены к «протокольным предложениям», фиксирующим чувственно наблюдаемые «атомарные факты», или к тавтологиям. Например, суждение «Материальное благополучие есть благо» или «Юлий Цезарь есть простое число» при всей правильной грамматической форме их построения являются бессмысленными высказываниями, истинность или ложность которых не может быть установлена. Первое представляет собой скрытый императив — «стремись к материальному благополучию» и должно быть переформулировано для того, чтобы иметь смысл. Так, мы вполне можем оценить истинность суждения: «Большинство людей считает, что материальное благополучие является благом». Многие философские высказывания, по мнению логических позитивистов, представляли собой скрытые императивы и, таким образом, не имели никакого отношения к научному познанию.

Современный американский философ Р. Рорти, опираясь на традиции аналитической философии, проводит различие между систематической философией и наставительной философией. Первый тип философии стремится к познанию истины и нахождению правильного словаря для репрезентации сущности мира, универсального для всего человечества. К философам-систематикам он относит Платона, Аристотеля, Фому Аквинского, Декарта, Канта, Гегеля и многих других представителей классической философии. Философы-наставники, напротив, считают, что любовь к мудрости вовсе не означает любви к аргументации, а наука лишь «один из многих словарей из той потенциальной бесконечности словарей, в которых может быть описан мир»1. Кроме того, они обращают наше внимание на то, что те или иные словари или способы описания мира приобретают свои преимущества от людей, использующих их, а не от прозрачности словарей относительно реальности. Суть наставительной философии состоит в том, «чтобы поддерживать разговор, а не в том, чтобы искать объективную истину»2. Этот взгляд на философию исходит из представлений о человеке как субъекте, способном генерировать все новые и новые описания мира. Роль наставительной философии состоит в «предотвращении заблуждения, по которому человек смешивает себя с понятием того, что он знает о себе или о чем-либо еше, за исключением необязательных описаний 4'. К философам-наставникам относятся Ф. Ницше, С. Кьерке-гор, К. Маркс, У. Джеймс, 3. Фрейд, поздний Л. Витгенштейн, поздний М. Хайдеггер, Г Гадамер.

Третий подход к определению сущности философии, получивший широкое распространение в современной филосо фии.— это экзистенциальное самоопределение философии. Философия рассматривается как «трагическое прояснение духом смысла человеческого существования» (Н. А. Бердяев), как спо соб подлинного существования, выявляющий ценность и смысл жизни. Этот подход представлен такими направлениями философии XX в.. как персонализм, философия жизни, экзистенциализм. «Философия,— писал К. Ясперс (представитель немецкого экзистенциализма),— содержит притязание: обрести смысл жизни поверх всех целей в мире — явить смысл, охватывающий эти цели,— осуществить, как бы пересекая жизнь, этот смысл в настоящем — служить посредством настоящего будущему — никогда не низводить какого-либо человека или человека вообше до средства»1. В этом смысле философствование есть коммуникация между абсолютно свободными и равными людьми. Цель философствования — стать подлинным человеком посредством понимания бытия. В отличие от науки, в философии вопрос о бытии ставится не независимо от философа, а так, как он переживается мной как философом. Философствование, по М. Хайдеггсру, является таким вопрошанием, которое ставит под вопрос самого вопрошающего. По мнению представителей данного подхода, философия гораздо ближе стоит к искусству, чем к науке. Не случайно многие представители экзистенциа лизма (Ж. П. Сартр, А. Камю) предпочитали выражать свои философские идеи в художественных произведениях. Однако философия отличается и от искусства. Если искусство постигает воплощенное целое, то философия — экзистенцию или пребываю) цеє в пути целое.