Важнейшим событием в духовной жизни европейского Возрождения XVI в. была Реформация. Реформация кладет в основание христианства оппозицию религии церкви. Система отпущения грехов, принятая в католицизме, ярко осветила чудовищное противоречие между истинной христианской верой и церковью. Религиозная вера требует глубокого и полного раскаяния в качестве непременного условия для прощения грехов, церковь — денег в качестве эквивалента раскаяния.

С 31 октября 1517 г., когда молодой немецкий монах М. Лютер прибил к дверям Виттембергской церкви свои тезисы, начинается оппозиция религии католической церкви, т. е. Реформация. Крупнейшими реформаторами церкви стали Мартин Лютер (1483—1546) и Жан Кальвин (1509—1564). Основное, что отрицается ими в католицизме,—это доктрина «добрых дел», оправдание посредством действий. Любое из человеческих действий может быть чисто внешним поступком, не только не полезным, но даже пагубным для спасения души. Религиозный подвиг состоит в нравственном возрождении каждого христианина, в очищении личной верой в Христа.

«Sola Ilde» — только искренняя вера, жертва собственным эгоизмом, может дать человеку блаженство и спасти его душу. И Лютер, и Кальвин, и Цвингли солидарны в утверждении этого постулата, в вере в Свяшенное писание, учение апостола Павла, августинизм, в необходимость очищения культа. Различия между ними возникают лишь в трактовке божественного предопределения и решении вопроса о действительном присутствии Христа в причащении.

Но больше всего дух Реформации отличается от духа католицизма в отношении взглядов на человеческое достоинство и свободу, на значение поступков человека в определении его судьбы. С точки зрения католицизма человеческая природа хотя и испорчена грехом, внутренне стремится к добру и человеческая воля свободна в этом стремлении к добру.

Концепция Лютера

 

Грех — это не бремя, а человеческая слабость, требующая понимания, а церковное причастие может спасти даже грешников.

Концепция Лютера лишает церковь ее власти и передает ее индивиду. Индивид на свой страх и риск принимает нечто за истину, делая обретение истины прерогативой веры, а не разума. Одна вера, без всяких дел превращает человека в благочестивого, блаженного и свободного. Личный выбор утверждается протестантизмом в качестве обязательной, непреложной истины, порождая жажду действия в мире. Поскольку, с точки зрения протестантов, Бог заранее предопределяет одних людей к вечной жизни, а других — к вечному проклятию и спастись можно только искренней верой и любовью то участие в деках мира и государства не может повредить религиозному блаженству.

Скорее победа нал миром должна быть совершена путем решения его задач, самоотверженной и беззаветной работы, направленной на духовное очищение человека,— в этом и заключается путь к блаженству. Человек свободен относительно мира и уполномочен сам решать свои задачи.

В этом плане учение Лютера — один из источников политической и духовной свободы современного западного общества. Негативный аспект этой свободы — изоляция и бессилие человека, так как, по мнению протестантов, человек по природе своей порочен и не может по собственной воле выбрать добро. Лютер утверждает «рабство воли» человека либо у Бога, либо у дьявола. Воля человека свободна лишь по отношению к существам, которые стоят ниже него. Протестантский импульс сыграл также колоссальную роль в философских судьбах Европы.

Протестантизм и контрреформация

Движение протестантской мысли включало в себя, с одной стороны, борьбу против разума, сращенного с верой, и, с другой стороны, борьбу против веры, сращенной с разумом. Это порождало необходимость еще раз пересмотреть вопрос о природе веры и природе разума и их соотношении. Необходимо было найти новый способ автономии разума, который был бы в то же время способом присутствия Абсолюта в сознании человека. Эта задача бы па решена Декартом. Поэтому, вероятно, можно сказать, что истоки европейского рационализма религиозны.

Утверждающееся новое мировоззрение порождает контрреформацию - идеологическое и политическое контрнаступление католической церкви. В 1542 г. папа Павел III благословил святую службу — суд Инквизиции, которая стала рассматривать все дела, связанные с вопросами веры. Усилению католической реакции особенно способствовал Тридентский собор (1545—1563), предавший анафеме учения протестантов, введший церковную цензуру, ужесточивший церковные правила.

В целях борьбы против распространяющегося протестантизма был создан в 1540 г. И. Лойолой орден иезуитов, полностью порвавший с традициями августинизма в католической церкви. Гонениям подвергаются не только выдающиеся мыслители Возрождения (Д. Бруно, Т. Кампанеляа), но и многие простые люди — в Европе разворачивается охота на ведьм, в прямом и переносном смысле этого слова.

Такова эпоха Возрождения. Титаническая по своим культурным достижениям и замыслам и полная суеверий, авантюризма, апокалиптических пророчеств, хилиастических ожиданий, глубоких социальных конфликтов и потрясений.