Схоластика, школьная философия (от греч. — школьный, ученый, лат. — школа) — второй из двух основных периодов христианской средневековой философии.

Схоластика разрабатывалась преимущественно в Западной Европе под эгидой католической церкви, в едином культурном пространстве, характеризовавшемся общностью веры и языка религии и образованности (латыни), в церковных центрах, монастырях, а также в светских школах (с XI в.) и университетах (с XII—XIII вв).

Периоды становления схоластики

В схоластике выделяется период становления (IX—X вв.), ранняя, зрелая и поздняя схоластика.

В ранней схоластике (XI—XII вв.) преобладает ппатоновско-авгуетиновское направление. Ее крупнейшие представители — Ансельм Кентер-берийский (1033- 1109) и Петр (Пьер) Абеляр (1079-114?).

В зрелой схоластике (XIII в.) верх берет ориентация на аристо-телизм, которому придается ортодоксальный христианский характер усилиями выдающихся мыслителей доминиканского ордена Альбертом Великим (1193—1280) и его учеником Фомой Аквинским. Доминиканцам противостояли схоласты францисканского ордена Роджер Бэкон (1214—1294), Иоанн Дуне Скот (1266—1308), сохранявшие приверженность августинианскому волюнтаризму.

Поздняя схоластика (XIV—XV вв.) — время кризиса средневековой философии, когда происходит противопоставление философии и теологии, разума и веры, воли и интеллекта, догматов религии и положений науки; торжествует номинализм. У философии появляются собственные владения, она перестает быть служанкой теологии. Свое высшее выражение эти процессы находят в творчестве Уильяма Оккама (ок. 1300- 1349).

Схоластическая философия характеризуется тем, что на основе выработанной в эпоху патристики религиозной догматики и церковной ортодоксии схоласты создавали рациональным способом, широко используя приемы формальной логики, метод дедукции, спекулятивные системы и энциклопедические своды различных знаний — суммы. Кроме того, схоластику отличают комментаторство (систематизация опиралась на комментирование текстов, имевших непререкаемый авторитет,— Священного писания и сочинений «отцов церкви») и дидактизм (придание теоретическим построениям формы учебного материала).

Феодальный строй жизни базировался в Западной Европе на христианском вероучении, освящавшем личность и труд, взаимодействии церковных и светских властей, сложных правовых связях, фиксировавших вассальную и корпоративную структуру, и рациональных формах хозяйствования. Все это способствовало сохранению, а в некоторых направлениях и развитию античных, особенно римских, традиций юридизма. рационализма, историзма, психологизма, отчасти — индивидуализма Даже отношения Бог — человек — мир тогда во многом воспринимались как правовые, философская аргументация приобретала черты юридической.

Теоретическая деятельность расценивалась как важная составная служения Богу. Крупнейшие ортодоксальные . схоласты, например Ансельм Кентерберийский. Фома Аквинский, были канонизированы католической церковью. Схоластике противостояла мистическая философия, на Западе — оппозиционная, на христианском Востоке — более влиятельная, поскольку здесь духовно-культурные и социально-политические условия не благоприятствовали развертыванию юридизма, индивидуализма и рационализма.

Однако и на Востоке находилось место для схоластического философствования. Наиболее острые споры схоласты пели по проблемам веры и разума и универсалий. «Золотой век» схоластики — XIII, в нем возводились грандиозные теологическо-философские построения, представляющие все сущее как гармоничное, рационально упорядоченное единство во множестве. Наиболее совершенным из таких построений считается философия Фомы Ак-винского.

Философия Фомы Аквинского - вершина зрелой схоластики

Фома Аквинский (Аквинат) (1224/5—1274), прозванный за необычайную силу мысли Ангельским доктором, происходил из аристократического немецко-итальянского рода и с 19 лет был монахом-доминиканцем - Он создал наиболее влиятельное в католическом мире философское учение (томизм), которое в виде неотомизма признавалось со 2-й пол. XIX в. до нач. XXI в. официальной философией католицизма.

Главные произведения Фомы — «Сумма теологии», «Сумма против язычников» (ее другое название — «Сумма философии»), а также работа «О правлении государей». Философия Аквината развивается в русле аристотелизма и несет такие его черты, как жизнеутверждающий оптимизм, уверенность в возможности и значимости теоретического познания мира, представление всего существующего как единства в многообразии, утверждение ценности единичного, индивидуального существования с его особым местом в общем строе.

Фома Аквинский возвеличивает человека, утверждая, что ради него создан мир. Философ стремится представить гармонично отношения: Бог — человек — природа; существование — сущность; разум — воля: вера — знание; душа — тело; индивид — общество; мораль — право, церковь — государство. В системе Фомы нашли продолжение античный рационализм, юридизм. индивидуализм вместе с христианским теоиентризмом и персонализмом.

Фома принимает уже определившееся к XIII в. различие между теологией и философией, путь первой — от Бога к миру, от причины к следствиям, второй — от миря к Богу, от следствий к причинам. Сферы разума и веры отчасти совпадают Часть догматов сверхразумна (например, о Троице), но некоторые рациональные доводы в обоснование догматов могут быть приведены.

Руководствуясь идеями аристотелевской метафизики. Фома выдвигает рациональные доводы в пользу бытия Бога Это космологические и телеологические доказательства Философ явным образом не прибегает к онтологическому аргументу, считая, что из понятия о Боге нельзя вывести его существования: поскольку сущность Бога непознаваема, человеческий ум лишен понятия о нем.

Суть пяти доказательств Фомы Аквинского такова, в мире существует иерархия:

  • 1) источников движения, значит, на вершине ее должен быть внешний перводвигатель;
  • 2) производящих причин, они должны восходить к конечной производящей причине;
  • 3) необходимого, пределом здесь должна быть безусловная необходимость;
  • 4) совершенного, венцом его должно быть абсолютное совершенство;
  • 5) целей, они должны подниматься к высшей цели. А перводвигатель, первичную производящую причину, безусловную необходимость, абсолютное совершенство, т. е., заключает Фома, «разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе - мы именуем Богом».

По проблеме универсалий Фома Аквинский, следуя Аристотелю, занимает позиции реализма. Он считает, что общие понятия существуют трояко:

  • 1) до вещей (как образцы в уме Бога);
  • 2) в вещах (как их сущности);
  • 3) после вещей (в уме человека как понятия).