В кон. XIX— нач. XX в. складываются альтернативные фи-лософско-мировоззренческие установки: сциентизм и антисци, ентизм (от лат. здепаа — наука). Эти позиции формируются на основании позитивной или негативной оценки научно-технического прогресса и в целом роли науки в жизни современного общества.

Сциентизм абсолютизир\"ет значение науки. Управление производством, государством, стандарты образования и другие социальные сферы, согласно сциентистской позиции, должны ориентировать на научную методологию и формы органи ицни науки Общс-ственный прогресс напрямую связывается с успехами в развитии научного знания, с реализацией теоретических достижений на практике - Оценивая науку как наивысшую ценность культуры, сциентизм под наукой понимает прежде всего естествознание. Методология естественных наук понимается как эталон познавательной деятельности. В связи с этим области знания, не подпадающие под стандарты естествознания, подвергаются жесткой дискредитации Поставленная позитивизмом проблема демаркации, предполагающая поиск твердых критериев отличия науки от ненаучного знания, зафиксировала уничижительное сциентистское отношение к «псевдонауке». К философским напраакниям сциентистской ориентации следует прежде всего отнести философию науки, хотя определенной сциентистской окрашенностью отличаются и другие направления, как, например, марксизм и психоанализ.

Антисциентизм, являясь оппозицией сциентизму, обращает внимание на негативные процессы в жизни человека и общества, порождаемые научно-техническим прогрессом и распространением естественно-научного мировоззрения. Растущее отчуждение и абсурдность жизни, превращение человека в винтик огромного механи »ма, возникновение глобальных экологических проблем — все это антисциентизм рассматривает как результат внедрения науки во все сферы жизни. Согласно одному из наиболее сильных аргументов антисциентистов, научный прогресс не только не приводит к прогрессу этическому, но, напротив, способствует росту этического нигилизма. Антисциенгизм выра жается в реабилитации вненаучных форм познания, таких как искусство, здравый смысл, мифология и религия. В философии антисциентизм наиболее ярко представлен в экзистенциализме, философии жизни, герменевтике, антропологии.

Сциентизм и антисциентизм представляют собой мировоззренческие позиции, проявляющиеся как в философии, так и в других сферах, например в обыденном сознании. В целом дилемма сциентизмв-антисциентизмя в абсолютизированном виде отражает раскол современной культуры на две альтернативные субкультуры: научно-техническую и художественно-гуманитарную. Главная проблема современного мировоззрения заключается в том, чтобы, признавая ценность науки не впасть в ее сциентистское обожествление.