Существует ли смысл и цель в истории?
Вопрос о смысле истории является традиционным для фи-пософии истории Вместе с тем Н. А. Бердяев справедливо обращал внимание на то, что проблема смысла истории начинает волновать человека в те периоды, когда рушится традиционный уклад жизни и подвергаются сомнению разнес казавшиеся очевидными представления о мире. В относительно спокойные исторические эпохи вопрос о смысле истории ухолит на второй план. Поиск смысла в истории связан с желанием человека увидеть, что его существование — не случайность, что история — не бессмысленное нагромождение событий. Задавая вопрос о смысле истории, человек пытается разглядеть в историческом процессе то, что свойственно ему самому как мыслящему существу. Человек всегда ставит перед собой цели, и наличие этих целей придает его действиям осмысленность. Существует ли цель истории, которая придавала бы смысг. каждому событию, выстраивая эти события в определенном порядке'' Наиболее ясную позицию по этому вопросу занимают религиозные философы. Рели! иозная философия связывает смысл истории с Божественным провидением. Именно Бог задает направленность историческому процессу он опрелсляет цель и смысл истории. С этой точки зрения история человече ства имеет начало и конец Конечность истории придаст ей смысл. Все исторические события объединяются в осмысленную последовательность шагов к заданной цели — концу истории. В этом отношении религиозная философия истории является эсхатологией (от феч. ёохатоц — последний, крайний, Хоуся, — учение). Среди наиболее крупных философско-истори-ческих концепций этого типа можно называть философию истории Августина, Г. Гегеля, Н. Бердяева, А. Тойнби.
Религиозно философские концепции эсхатологического типа выносят цель истории за пределы самой истории. Цель сущест - вует в другом, трансцендентном мире, но определяет смысл этого мира, придает направленность реальному историческому процессу. Критика этих концепций, как правило, ведется с точки зрения последовательного проведения принципа историзма: характеризуя историю, не следует примысливать ничего внеисторического, трансцендентного.
Среди современных позиций по вопросу о смысле истории наиболее завершенной является концепция К. Ясперса. В отличие от культурологических концепций, в которых история представляется как поток не связанных между собой культур, в концепции К. Ясперса мировая история является единым путем всего человечества. Рациональными, научными аргументами нельзя доказать ни единство мировой истории, ни противоположную точку зрения. Этот вопрос является предметом философской веры. Истолковывая философскую веру как пограничное состояние между религиозными убеждениями и на учным знанием, К. Ясперс «философски» верит в единство истории. Так же как и в религиозно-философских концепциях эсхатологического типа, единство истории К Ясперс определяет, апеллируя к понятиям начала и цели истории. Начало мировой истории как единого, общего пути человечест ва К. Ясперс видит в так называемой осевой эпохе. В период с К00 по 200 г. до н. э. в разных уголках земли, независимо друг от друга рождаются все мировые религии и появляется философия. Все возникшие религии и философские системы волнуют одни и те же вопросы, сливающиеся в проблему смысла человеческого бытия Осевая эпоха становится пограничной, отделяющей мифологическое прошлое человечества, характеризующееся существованием локальных культур и полагающей начато общей мировой истории. Ставя вопрос о причинах возникновения осевого времени. К. Ясперс не отвергает попыток научного, исторического объяснения, но вместе с тем указывает, что главная причина непостижима. Отмечая явный трансцендентный характер причины возникновения осевой эпохи, К. Ясперс не связывает ее с Богом. Представления о Боге, предлагаемые мировыми религиями, в конечном счете не объединяют человечество, а разъединяют его. Место религиозного понятия Бога должна занять философская вера, признающая трансцендентное, но не связывающая его с рслш иозными представлениями о Боге. В конченом счете духовное единство человечества, от которого зависит и реальное историческое единство, возможно, с точки зрения К. Ясперса, лишь на пути формирования единой философской веры, снимающей противоречия между различными релшиями. Таким образом, осевое время задает общемировое духовное направление. С этого момента история является процессом постепенного формирования общих духовных ценностей, единой философской веры. Обретение общечеловеческих ценностей, с точки зрения К. Ясперса, необходимо для выживания человека, в противном случае человечество ожидает мировая катастрофа. Духовное единство народов, определяющее их историческую связь, рассматривается в концепции К. Ясперса как цель и смысл истории. На уровне человеческих целей, ради которых живут и действуют люди, общая цель трансформируется е конкретные социальные цели, которые К. Ясперс формулирует следующим образом: цивилизация и гуманизация человека, свобода и сознание свободы, величие человека, открытие бытия в человеке Тем самым целью истории становится общественный идеал, выработанный самими людьми.
Проблема смысла истории сопряжена с другим важным для философии истории вопросом — об историческом прогрессе. Во многом исследование прогресса в истории является оборотной стороной поиска смысла в истории. Довольно часто фило-софско-исторические теории прогресса содержат в себе элементы эсхатологии.