История рассматривается Марксом как процесс взаимодей ствия человека и природы. Субстанцией исторических изменений выступает способ производства материа11ьных благ, а в качестве ведущей тенденции истории выступает поступательное развитие — общественный прогресс. По сути, общественный прогресс — это движение к свободе, которое предполагает на растание духовного и материального богатства жизни, ее многообразия и в то же время целостности, гармоничности, увеличение возможностей выбора различных способов жизни Основа этого прогресса, по Марксу, развитие материального произнодстаа: осваивая силы природы, человек освобождает время и средства для духовного развития, для более творческого характера труда. Развитие потребностей человека идет в соответствии с производительными силами общества, в том числе и развитие их духовных запросов. Таким образом, материальный фактор оказывается в конечном счете определяющим фактором развития социальной системы.

Важной чертой философии истории Маркса является признание закономерного характера развития истории. Исходя из обнаруженного Гегелем факта несовпадения сознательно поставленных целей деятельности людей и социальных последствий этих действий, Маркс приходит к теоретическому выводу о наличии объективных законов общественного развития, не заложенных в программах субъектов исторического творчества. Это была идея специфически социальной закономерности, существующей в деятельности людей. Ее утверждение предполагало преодоление двух коренных недостатков старого материализма — антиисторизма и натуралистического понимания человека и общества.

Специфика общественных законов проявляется, по Марксу, в следующем. Во-первых, в том, что в них с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших количествах людей и в больших временных интервалах. Во-вторых, общественные законы складываются на основе сознательной деятельности людей (сознательная деятельность людей вкючена в механизм действия этих законов). Условия удовлетворения потребностей определяют мотивы деятельности людей, типизируя их. Столкновение воль порождает независимый от воли результат как равнодействующую всех воль. Необходимость возникает из самой деятельности людей и господствует над ними. Поэтому социальные законы выступают как законы-тенденции.

Марксова идея о смене общественно-экономических формаций как естественно-историческом процессе возникает на основе пересечения двух интеллектуальных традиций XIX в - гегельянской идеи закономерного характера исторического процесса и позитившма О. Конта, обосновавшего необходимость построения такой науки об обществе, которая исследовала бы регулярности обшества по образцу естественно-научного знания — изучая эмпирические факты и их соотношения.

Материалистическое понимание истории устанавливает детер-минационную зависимость между различными типами человеческой деятельности и различными типами общественных отношений. К основным идеям исторического материализма относятся: утверждение примата общественного бытия над общественным сознанием, закона об определяющей роли материального производства в развитии общества, зависимости всех систем общества (политической, правовой, идеологической — надстройки) от конкретно-исторической совокупности производственных отношений (базиса), в единстве с которым они образуют органическую целостность (общественно-экономическую формацию) Вследствие действия закона соответствия производственных отношений (связанных с собственностью на средства производства, с присвоением и распределением произведенного продукта) уровню и характеру развития производительных сил (в состав которых прежде всего входят средства производства и сами производители с их профессиональными навыками и умением) происходит смена одного способа производства другим. Критерием социальной материальности, по Марксу, является наличие независимой от сознания системы потребностей, в которой определяющую роль играют практические потребности.

В то же время принцип практики, положенный Марксом в основу своего учения, требовал учета действия субъективного фактора в истории — реальной расстановки и революционной активности больших социальных групп, связанных со старым и идущим ему на смену новым способами производства. Поэтому важное место в марксизме отводится учению о ыассах и классовой борьбе.

В учении К. Маркса о классах принципиально новыми были положения об исторически преходящем существовании классов и о том, что путь к уничтожению классов лежит через установление диктатуры пролетариата, которая сама является лишь переходом к бесклассовому обществу1. Важным для социально-философской теории Маркса является учение о превращении пролетариата из пассивного объекта эксплуатации, разрозненного и не понимающего причин своего бедственного положения (кппсс-в-себе), в социальную силу, объединенную обшей идеологией, организованную в политическую партию, активно выступающую за завоевание государственной власти (класс-для-себя).

По определению В. И. Ленина, «массами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роди в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают"1. В соответствии с местом, занимаемым в общественной системе хозяйства, одни группы людей могут присваивать труд других групп людей, которые в свою очередь пытаются этому сопротивляться, становясь участниками клас совой борьбы.