Индийскую философию отличает совокупность свойств, главные из которых:

  • 1) автохтонность, самобытность;
  • 2) традиционность;
  • 3) религиозность;
  • 4) спиритуалистическая направленность, устремленность к внутреннему самоуглублению и духовному восхождению;
  • 5) соединение рационализма (проявляющегося в построении сложных категориальных систем в онтологии, антропологии и гносеологии) и мистицизма,
  • 6) единство большинства школ в определении высших целей и множественность картин мира;
  • 7) сочетание мироутверждения (признания относительной ценности различных слоев бытия) и мироотрицания (стремление к освобождению от множественности сущего, деиндивидуализации и соединению с неопределенным, абсолютно благим первоначалом);
  • 8) принятие почти всеми школами учения о трансмиграции;
  • 9) отношение к философии как к образу жизни;
  • 10) высокий общественный статус философии и влиятельность философских идей в культуре.

Индийская философия, подобно греческой и китайской, автохтонна, т. е. возникает на собственной культурной почве. Она тралииионна и самобытна, существуя тысячелетиями без серьезных воздействий иноземных идей. Истоки неисчерпаемой мудрости видятся в далеком прошлом, которое воспринимается больше мифологически, чем исторически: как начальные времена и, наряду с этим,— вневременная вечность. Сложившиеся в древности философские учения освящены веками и расцениваются как образцовые. Установка философов на идейную и организационную преемственность явно превосходит стремление к новизне.

Своеобразие способов существования философских направлений, школ (даршан — видений), самих философов определяется прежде всего близостью форм философской и религиозной деятельности в Древней Индии. Большинство даршан представляет собой философское развитие основ вероучения определенного религиозного направления. Даршаны традиционно делятся на две группы по критерию их отношения к Ведам (ведение, знание) — Священному слову религий брахманизма, а затем индуизма. К первой группе принадлежат школы, признающие себя наследниками традиции Вед.

Они считаются ортодоксальными и называются астика (утверждающие). Вторую группу составляют школы неортодоксальные — частика (отрицающие), не признающие себя прямыми наследниками традиции Вед. Религиозность индийской философии не препятствует ее многообразию, поскольку сама религиозная жизнь страны плюралистична. Основные национальные религии не имеют централизованной церковной организации, жесткой догматики, допускают разнообразие мнений по многим важным мировоззренческим проблемам.

В философии преобладает спиритуалистическая направленность — склонность к усмотрению высшего духовного начала, сосредоточению на вопросах внутреннего совершенствования. Все учение воспринимается как имеющее нравственную значимость, в связи с чем этика не выделяется в специальный раздел. Социально-политическая проблематика остается на периферии философских интересов. В индийской традиции сохраняется характерное для всей древней философии антропоморфное миропредставление, основанное на мифологическом архетипе Человек-Вселенная.

Различные философские направления дают свое видение этого универсума и моделей его последовательной «деконструкции», «разоблачения»: совлечения слой за слоем оболочек, реальность и ценность которых относительна, и постепенного приближения к нематериальной, бескачественной, безусловно истинной, реальной и благой сердцевине (основе) всего сушего. Почти все даршаны принимают учение о карме-сансаре (т. е о трансмиграции — «переселении душ») и об освобождении от телесных воплощений (мокше, нирване) как высшей цели. Задача философа — понять строение мира и человека, выявить ценность каждого из пластов существования, найти путь к освобождению. Основополагающие истины, открываемые философией, имеют одновременно гносеологический, онтологический и ценностный статус

При этом школы сильно различаются между собой в представлении философской картины мира и путей освобождения. Довольно высока степень взаимопроникновения и взаимодополнения воззрений, идейной терпимости в отношениях между ларшанами Распространено мнение о том, что иная, чем в данной школе, точка зрения по какой-либо проблеме правомерна, но се истинность и соответствующий уровень существования ниже.

Наиболее ценный способ передачи философской мудрости — устный (на языке священного знания — санскрите), от учителя к ученику, постепенно приобщаемого к закрытым для непосвященных первоистокам. Учеником воспринимается не только теория, но и практические жизненные ориентации, техника самосовершенствования, методы философского диалога и дискуссии — весь образ жизни учителя, являющийся продолжением его учения. Сердцевина наследуемого корпуса произведений — канонизированный краткий исходный текст, обычно в виде сутры (букв.: нить — предельно сжатое изложение основ учения), окруженный слоями комментариев. Содержание комментариев зачастую противоречит их форме, представляя собой продукт индивидуального философского творчества.

К философии в Индии относятся с большим почтением. Религиозно-философская деятельность традиционно считается занятием людей высшего, жреческого сословия — брахманов. Образ древнего философа слабо индивидуализирован, близок к образу святого. Высший авторитет принадлежит философу — основателю школы — личности, как правило, легендарной. Он — персонифицированная мудрость и совершенство, его облик и сведения о жизни мифологизированы. Так, Будда (даже в имени) — воплощение пути к нирване и самой нирваны.