Такое мнение неверно и возникает из упрощенного и схематичного представления о материализме и идеализме, а также обо всем процессе развития философии.

Термин «материя» (лат. materia — вещество, материал) возник примерно в 1 в. до н. э. как перевод на латынь греческого слова «гюле» (букв.: корень, древесина, материал) и в процессе развития философии претерпел сложную эволюцию.

Стоящие у истоков философского понимания материи древнегреческие натурфилософы VI—V вв. до н. э. (Фалес, Анаксимен, Эмпелокл) не были еще ни материалистами, ни идеалистами. Они называли первоначалом четыре «стихии» (воду, воздух, огонь, землю). Новый этап в развитии понятия «материя» связан с учением Аристотеля, который мыслил се как пассивный субстрат, способный к восприятию разных форм. Материя противопоставлялась им форме как возможность действительности. При этом Аристотель различат материю «последнюю», уже обладающую некоторой определенностью возможность бытия конкретной веши, и «первую», чистую возможность бытия всех вещей. В отличие от Аристотеля, древние стоики не проводят такого различия, и их материя схожа с аристотелевской первоматерией. Она есть сущность всех вещей, это то, из чего все возникает Другая важная особенность стоического понимания материи заключается в том, что в ней присутствует содержащий формы («семена») вещей Бог (Логос-огонь).

В эпоху поздней античности в осмыслении материи появляется этический аспект. В гностицизме материи — это низменное, злое начало, которое поглощает и разделяет начато духовное, возвышенное. Сходные мотивы обнаруживаются и в манихействе. Наметившееся в этот период противопоставление материи (телесного) духовному стало одним из важнейших принципов философии неоплатоников. Для них материя — это как бы периферия бытия, последняя ступень деградации духовною, истекающего из первоначата неподвижного Единого. Материя противопоставляется последнему также и как абсолютная изменчивость, множественность.

Мы видим, таким образом, что понятие «материя» возникает и развивается в античной философии отнюдь не в рамках материалистической традиции, и его активно использовали также и философы — объективные идеалисты (платоники). Объектив но-идеалистическая философия не отказалась от него и в Новое время, и в XIX в. Так, Ф. Шеллинг, представитель немецкой классической философии, рассматривал материю в неразрывном единстве с духом, называя ее «дремлющим духом». А Г. Гегель, другой ее представитель, мыслил материю на аристотелевский манер — как такое сущее, которое мы можем мыслить, если абстрагируемся от всякой формы «какого-нибудь нечто». «Материя есть нечто совершенно абстрактное», то, ч го предполагает форму и, в свою очередь, предполагается сю.

Откуда же взялось материалистическое понимание материи?

Идейно оно восходит к древнегреческим атомистам, стоикам и натурфилософам-лосократикам. Непосредственно в его основу была положена Декартова телесная субстанция — причина всех вещей, переосмысленная в пантеистическом духе Спинозой. Представители классического материализма XVIII—XIX вв. (Д. Дидро, Д Толанд, П. Гольбах, Л. Фейербах, Л. Бюхнср и др.) рассматривали материю как единственную реальность, субстанцию, к которой сводится все сушес. Материя нателяется ими способностью к самодвижению и самора житию, пространство и время (а по Ди тро также и чувствительность) считаются ее атрибутами. Способность материи к саморазвитию в особен ности подчеркивалась материализмом диалектическим, внесшим наибольший вклад в разработку учения о материи в XIX— XX вв. С точки зрения последнего материя — это объективная реальность, данная нам в ощущении, а движение — способ ее существования, и развитие есть суть движения. Развитие мате

рии начинается с простейших форм движения и все более усложняется. Наличный мир являет собой систему материального движения, в котором можно выделить иерархию пяти основных уровней: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное.

Кто же тогда отвергает материю?

Критика понятия «материя» (вместе с понятием «субстанция») как фиктивного, как пустой абстракции была начата в XVIII в. Дж. Беркли и вслед за ним была продолжена субъективным идеализмом. В XIX, а затем и в XX в. оно отбрасывается как устаревший инструментарий «спекулятивной метафизики» прежде всею позитивизмом и прагматизмом.