Является ли неоплатонизм основой всей философии Возрождения?
Основателем ренессансного неоплатонизма является самый крупный и самый оригинальный философ Возрождения Николай Кузанский. Существует как минимум два взгляда на ренес-сансиый неоплатонизм. Сторонники «расширительной» трактовки (например, А. Ф. Лосев) считают неоплатонизм основой всей философии Возрождения и сводят к нему большинство других явлений философской жизни Ренессанса. Напротив, сторонники «узкого» взгляда на неоплатонизм (А. X. Горфункель) считают его одним из этапов становления ренессансной мысли, с предшествующим ему этапом гуманизма. Философы этого периода решали онтологические проблемы, и особенно центральную проблему соотношения Бога и мира, с неоплатонических позиций. Неоплатонизм оказался подходящей основой для возрожденческой философии, так как давал живое ощущение божественности природы и человеческого восхождения к высшему, идеальному миру как вполне достижимой красоте. Исходя из неоплатонического учения об эманации (букв.: «истечении») и иерархического строения мира, Кузанский развил три главные, диалектические идеи своей философии: концепцию «ученого незнания», учение о совпадении противоположностей в бесконечности и структурно-математический метод.
Концепция «ученого незнания» подчеркивала сложность и противоречивое! ь процесса познания мира и Бога, невозможность выразить полноту истины в терминах схоластической формальной логики. Кузанский окончательно утверждает апофа-тическое или отрицательное богословие как единственно возможный способ постижения Бога, в противовес господствовавшей в Средние века «положительной теологии» Бог — сверхсч'б-станциален, бесконечен, в нем совпадает бытие и творение, абсолютный минимум и абсолютный максимум, он стоит выше всякого утверждения и всякого отрицания. Бог мыслится как нечто более совершенное по сравнению с природой, но составляющее се разумное основание. Сам Бог лишен у Кузанца ка ких-либо антропоморфных черт и именуется «неиное», «бытие-возможность», «сама-возможность». Это отнюдь не Бог-личность христианства и не аристотелевский Ум, дающий первотолчок Вселенной, а бесконечное единое начало, заключающее в себе все противоположности. Познается оно посредст - вом особого способа познания — «ученого незнания».
«Соразмеряющее сравнение» от известного к неизвестному — основной путь познания конечного — неприложимо к познанию полноты божественной истины, так как не бывает соразмерности между бесконечным и конечным. Наука «незнания» отказывается от дискурсивного разума, мыслящего в границах противоположного и раздельного, в пользу инте т-лектуального созерцания, умеющего видеть совпадение противоположностей: «единства и множества, точки и линии, центра и окружности»
В математическом знании Кузанеи видит модель для любого типа точности и несомненности. Из него он выводит идею всеобщей математической структуры и детерминированности реальности. Двойственность математических предметов, с одной стороны, абстрактных, отвлеченных от чувственных вешей. с другой — связанных с материальными опорами и не подверженных текучей возможности, позволяет описывать структуру мира. Математика, и в первую очередь геометрия, оказывает разуму великую помощь в понимании принципа совпадения максимума и минимума. Свойства геометрических фигур удивительно изменяются применительно к бесконечности. Если увеличивать до бесконечности радиус круга, то окружность и касательная к ней совпадают. Таким образом, бесконечная минимальная кривизна совпадает с бесконечной максимальной прямизной.
Познанный таким способом абсолютный максимум связывает в абсолютное единство все веши. Эта идея универсальной связи явлений — краеугольная идея ренессансной философии. Николай Кузанский одним из первых в истории западноевропейской мысли дат ей глубокое онтологическое обоснование. Если Бог как абсолютный максимум прост, един и бесконечен, то Вселенная — это конкретный максимум. Через посредство Вселенной Бог присутствует во всех вещах, а вещи — в Боге. Природа, по мысли Кузанского, есть «свернутое единство всего, что возникает через движение». Для характеристики процесса перехода от Бога к миру Кузанец использует понятия «развертывание» и «свертывание». В Боге свернуто все: и про тивоположности, и то, что происходит, и то, что не происходит, но может произойти. Подобно тому как линия есть развертывание точки, время — развертывание мгновения, а движение — развертывание покоя, весь мир есть развертывание заключенной в Боге возможности бытия. Природа, материя, ум, являясь развитием божественной сущности, не тождественны ей и не исчерпывают ее, по мнению Кузанского.
Онтологическую позицию Николая Кузанского можно охарактеризовать как мистический пантеизм или панэнтеизм. (вещи и явления — лишь символы Бога и сами по себе не представляют интереса). Развитое в его онтологии понимание мира как единства способствовало преодолению господствующих в Средние века иерархических представлений о мире. Главными проявлениями пантеистической позиции Кузанского явились идеи бесконечности Вселенной, связи всего сущего и весобъемлюшего богатства индивидуальности Совпадение противоположностей проявляется и в природе человека. Человек — величайшее из божественных творений, способное познать Бога и созданный им прекрасный мир. Он сочетает умственную и чувственную природу, стягивая в себе всю Всепен ную. Чрезвычайно выразительна новая гуманистическая концепция человека как микрокосма, отражающего Вселен ную, подобно зеркалу. Человек понимается как «второй Бог», «человеческий Бог», обладающий подобием божественных ат
рибутов: мудростью, совершенством, творческой активностью Кузанский проводит различие между рассудком и разумом человека. Разум человека — сверхрационален, это способность интуитивно схватывать совпадение противоположностей в бесконечном единстве. На этой ступени познания душа соединяется с Богом, противоположность субъекта и объекта познания отпадает. Человек — это зеркало всего: он не только включает в себя все существующее, но и сознает свое богатство. Совершенство как целого, гак и его частей состоит в том, что высшее находится в низшем, причина в действии, вид — в индивиде, душа — в теле, разум в чувствах, и наоборот. Совершенствование человека, по мысли Кузанского, состоит в развитии способностей и возвышении бессознательного до уровня сознания. В этом зародыш философии Дж. Бруно и Г Лейбница.
Освоение античного неоплатонизма связано с деятельностью Марсилио Фичино и возглавляемой им Флорентийской платоновской Академии, самым выдающимся участником которой был Пико делла Мирандола. Христианство переосмысляется у флорентийцев как высшее, но тем не менее частное проявление «всеобщей религии» Идея Пико делла Мирандолы о всеобщем согласии философии и теологии, античной мысли и христианства, каббалы и магии как различных сторон еди ной истины развивается в русле этой традиции открытости и свободы философского мышления.