Естественно-научная философия
Естественно-научная философия была представлена творчеством ученых – естествоиспытателей И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева, М. М. Ковалевского, К. А. Тимирязева и др.
Основными направлениями естественно-научной философии были:
а) материалистическое;
б) социально-политическое.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) в основном пытались постигнуть бытие посредством и с точки зрения естественных наук: биологии, химии, медицины, физики.
Ими были доказаны:
1) атомарная картина строения мира;
2) сложная внутренняя структура атома;
3) различная конфигурация и внутренняя устроенность атомов;
4) в зависимости от этого, различная структура и строение вещества;
5) принципиальная познаваемость мира;
6) материалистическая сущность сознания и др.
Представители социально-политического направления (Мечников, Ковалевский и др.) в области философии сосредоточили свое внимание на проблемы общества.
1. Они понимали общество как целое, имеющее свою сложную структуру и свое проявление.
2. Природа проявления общества многофакторная.
3. Они, исследуя эти факторы, выделили основные:
· географические;
· климатические;
· экономические;
· идеологические.
4. Они утверждали, что общество развивается по присущим ему объективным законам.
Вопрос 5. Советская философия.
После победы Великой Октябрьской социалистической революции (1917) в России и бывшем СССР вплоть до 90-х годов, философия развивалась главным образом, как особый вариант марксизма.
Для нее характерно:
во-первых, ярко выраженный материалистический характер;
во-вторых, развитие только в рамках марксистских идей и философского творчества В. И. Ленина, который развил марксизм применительно к особенностям России.
Принято выделять в ее развитии три этапа:
I этап - 1917 – 30-е гг. – время, характеризующееся продолжающимися дискуссиями о путях развития России, формах и методах руководства, развития народного хозяйства и др.
II этап - 30-е - 50-е гг. - период полной идеологизации философии, превращение ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние позиции И. В. Сталина по целому ряду философской проблематики.
III этап - 60-е – 90-е гг. – время возроджения самостоятельности советской философии.
В этот период она пыталась осмыслить:
- · и по новому прочитать «истинного Маркса» и «истинного Ленина»;
- · проблемы ценностей;
- · проблемы сознания;
- · проблемы гносеологии;
- · проблемы идеальности;
- · проблемы цивилизации;
- · проблемы культуры;
- · проблемы философских методов и др.
В целом, во второй половине XX века в русской философии возобладала критически – коммунистическая социальная направленность. Философы стали анализировать ход строительства коммунизма, о построении которого было заявлено в программе КПСС на 1980 год. Речь велась о реальном социализме, его успехах и проблемах. Период развития страны в конце ХХ века назвали «застоем» и подвергли уничтожающей критике.