Философия Древней Индии
Вторая половина II-го тысячелетия до н. э. Племена ариев с северо-востока двинулись в долину Инда и Ганга. Они не смешались с коренным населением, а сохранили свою духовную культуру. Суть ее (обычаи, нравы, история и т. д.) зафиксирована в «Ведах» («веда» – знание) XI –IX вв. до н. э., которые включают:
· священные тексты гимнов;
· описание ритуальных действий;
· откровения, пророчества и т. д..
Каждая веда позднее «обросла» брахманами т. е. жреческими комментариями, а затем упанишадами – толкованиями наиболее известных мудрецов, включавшими в себя значительные мировоззренческие фрагменты.
Таким образом, в последствии ведическая литература представляла из себя:
1. Ригведы – (знание гимнов);
2. Брахманы (руководство ведическим ритуалом);
3. Упанишады (ведическая идеология мировоззрения) – своеобразное толкование мироустройства.
Согласно мировоззрению упанишад, первоосновой всего существующего выступает безличное сущее – Брахман.
Брахман – субстанция мира, это то из чего все возникает и куда все возвращается. Наряду с Брахманом существует Атман – духовная сущность каждого человека.
Мироустройство рассматривается как взаимосвязь Брахмана и Атмана, что создает круговорот жизни (сансару) и закон воздаяния (карму).
Круговорот жизни вечен, все в мире ему подчинено.
Человек не может избавиться от перевоплощения. Причем, душа (Атман) входит в такую телесную оболочку, которую человек заслужил своими поступками в прошлой жизни.
Его ждет карма (воздаяние). Чтобы избежать кармы, надо вознестись над радостью и скорбью, жизнью и смертью.
В середине 1-го тысячелетия до н. э. углубляется имущественное различие, приходит в упадок институт племенной власти, ведические знания ставятся под сомнение.
Возникают новые доктрины, которые пересматривают отношение человека к миру, его место в обществе, выражают сомнение в идеологии «Упанишады».
Среди множества мировоззренческих школ получили распространение джайнизм и буддизм.
Джайнизм – религиозные течение (3 мил. последователей), основанное Вардхаменом (именуемый Джиной) в 6 в. до н. э.. Он отвергает авторитет Вед и открывает доступ в общину мужчин и женщинам. Сохранил ведическое учение о перерождении душ и воздаянии за поступки.
Целью человека является освобождение от перерождений, достижение нирваны (угасание), путем соблюдения строгих правил – непричинения вреда живым существам.
Джайнизм уделяет большое внимание этике, опираясь на 3 принципа:
1) правильное понимание мира, и своего места в мире;
2) правильная вера;
3) правильная жизнь во имя личного спасения.
Отсюда – индивидуалистический характер этики джайнизма.
Буддизм – одна из 3 мировых религий (наряду с христианством и исламом). Возник в VI – V вв. до н. э. Основатель – Сиддхартха Гаутама. Буддизм распространен в Юго-Восточной и Центральной Азии, отчасти Ср. Азии и Сибири.
Гаутама родился в семье царя маленькой страны племени шакьев на северо – востоке Индии, поэтому его называют еще шакьямуни (мудрец из племени шакья). На 7-й день мать умерла. Его воспитывала ее сестра, в последствии ставшая мачехой.
Отец намеренно оберегал сына, изолировав от мира роскошью и благодушием. Однако, юный принц встретился с жизнью: увидел больного, старика, покойника, аскета. Узнал, что жизнь бренна и его впереди ждут: болезнь, старость, смерть.
Он стал искать путь спасения. В двадцать девять лет убежал из искусственного рая, ушел из родины в безродность. Стал на путь аскетического отрешения от удовольствий.
Толчком к бегству – послужило осознание эфемерности, обманчивости и недолговечности красоты и сладости жизни. 6 – 7 лет провел в суровой аскезе. Он познакомился с философскими традициями, овладел йогой, техникой созерцания (медитацией), управления собственным телом. Понял, что через самоистязание не дойти до высшей истины.
Одна из ночных медитаций под смоковницей – открыла ему истину.
Спасение достигается через освобождение от желаний.
Гаутама стал Буддой (просветленный). Он достиг состояния, когда кончаются всякие желания, вырвался из круговорота жизни и смерти, обрел бессмертие.
Последующие 44 года были посвящены проповеди учения и организации общинно-монашеской жизни. Умер примерно в 477 г. до н. э. (80 лет) Последние слова: «Жизнь подвержена старению, прилежно трудитесь для спасения».
Исходный пункт жизнеучения: ни наслаждения жизнью, ни умерщвление страстей не ведут к блаженству. «На лодке удовольствий и на лодке самоистязаний невозможно переплыть океан сансары (круговорот жизни)».
В основе жизнеучения Будды есть 4 благородные истины:
1. есть страдания;
2. есть причина страдания;
3. есть прекращение страдания;
4. есть путь, ведущий к прекращению страдания – правильная срединная дорога:
·Страдание - сама жизнь.
·Источник страдания, его причина – желание жизни, наличие самих желаний.
·Прекращение страданий – достижение нирваны («затухание», «остывание»).
Понять ее, не достигнув ее – нельзя! О блаженстве знает только блаженный.
·Путь, ведущий к нирване:
1) истинное воззрение (праведная вера);
2) истинное намерение (отрешение от мира) ;
3) истинная речь (не лгать, не браниться);
4) истинные поступки (не нанесение вреда живому);
5) истинный образ жизни;
6) истинное усилие (постоянные бодрствования);
7) истинное памятование (помнить, что все преходящее);
8) истинное сосредоточение (духовное самопогружение).
Восемь ступеней верной дороги – схема действий нравственно совершенствующейся личности. Таким образом:
а) исходный путь – понимание смысла жизни;
б) затем – это становится внутренне значимым мотивом;
в) далее – мотив переходит в определенное решение;
г) это решение реализуется в поступках;
д) поступки определяют сознательную линию поведения;
е) далее – оценка (осмысление) поступков, насколько они свободны от дурных мыслей;
ж) нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни;
з) последнее звено – выход за границы самой морали, достижение смысла жизни;
Моральный кодекс сторонников Будды.
Не убивать;
Не воровать;
Жить целомудренно;
Не лгать;
Не употреблять опьяняющие напитки.
В социальном плане учение Будды нацелено на прекращение человеческих раздоров через внутреннее самосовершенствование личности.
Авторитет буддизма, его широкое распространение обусловлено тем, что страдание можно победить в этой жизни (а не загробной).
Помимо «джайнизма» и «буддизма» в Индии появлялись и другие мировоззренческие учения, созвучные европейскому философскому пониманию мироздания, в которых, в частности, исследовались проблемы онтологии и гносеологии.