Философия космизма
Философия космизма возникла во второй половине XIX в. и представляет сплав философии, мира и науки. Это реакция ученых, философов на «опустынивание» земли и опустошение человека, и желание утвердить мировоззрение, в котором космос, окружающий мир (природа) и человек понимаются как взаимосвязанное целое.
Выдающимися представителями являются: Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и др.
Николай Федорович Федоров (1828 – 1903) – ярчайший представитель русского космизма и гуманизма, создатель «философии общего дела», в которой религиозный мистицизм автора удивительным образом соединяется с верой в силу и мощь творческих возможностей человека.
Основные темы его философии:
а) проблема единства мира;
б) проблема жизни и смерти;
в) проблема морали и правильного образа жизни.
Основные вопросы философии – найти потерянный смысл жизни, понять цель, для которой существует человек и устроить жизнь, сообразно с ней.
Задача философии – создать проект «общего дела» людей по объяснению и изменению мира и человека. «Общим делом» всех вместе и каждого в отдельности является - преодоление смерти и всеобщее спасение.
Федоров утверждает, что:
1) природа, Бог, человек являются одним целым и взаимосвязаны между собой волей и разумом;
2) хотя источник человеческого бытия коренится во Вселенной, тем не менее, человек – особенное вертикальное существо;
3) человек – существо родовое – он должен осознать, что является сыном человеческим, потомком вереницы предков, которые дали ему все;
4) человек, являясь вершиной эволюции, существо ущербное, так как смертен и осознает это.
Выход указан в Апокалипсисе («Откровения святого Иоанна Богослова»), в котором, утверждает Федоров, речь идет не столько о «конце света» и «Страшном суде» сколько:
а) о «новой Земле» и «новом небе»;
б) о воскрешении умерших людей;
в) о тысячелетнем царстве Божием на Земле,
то есть Апокалипсис – весть не о смерти, а о спасении, это Благовест;
5) короткая жизнь человека не дает возможности освоить знание предшествующих поколений, осознать ошибки предков, поэтому необходимо:
а) продлить жизнь человека;
б) развить нравственность;
в) воскресить предков.
Это нужно для того, чтобы человек начал восхождение к высшей природе, стал спасителем мира, и себя от неизбежного Конца;
6) Федоров обосновывает идею активной эволюции, то есть осознанное совершенствование природы, основанное на разуме;
7) превратить христианство из молитвы в дело восстановления ушедших из жизни на основе развития науки и техники и утверждения моральной жизни для всех людей, что явится залогом всемирного счастья.
Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) ученый, изобретатель, в детстве потерял слух и с 14 лет учился самостоятельно; в 1879 году экстерном сдал экзамены на звание учителя и всю жизнь преподавал физику и математику.
Суть взглядов.
1. Отстаивал идеи вечности, несотворимости и неуничтожимости материи;
2. В основе материи лежат мельчайшие частички – атомы;
3. Атомы, принимая различные конфигурации, создают все разнообразие материальных тел;
4. При разрушении предметов, тел, вещество не исчезает - оно распадается на атомы, из которых возникают новые вещества и тела;
5. Во Вселенной существует круговорот атомов, а материя сохраняется, только периодически меняет форму;
6. Он считал, что за сознанием и жизнью в нынешней форме, должны следовать «сверхсознание» и «сверхжизнь»;
7. На этой посылке он разрабатывает «космическую» философию панпсихизма, считая, что космос по своей сути живой и жизнь - неотъемлемая черта космического бытия;
8. Одушевляя Вселенную, он допускал существование бессмертных «духовных» атомов, блуждающих в мире и переселяющихся в разные организмы;
9. Верил в возможности покорения человеком космоса, общения межпланетных цивилизаций, теоретически обосновал освоение Космоса, создал предпосылки ракетостроения, подробно описал состояние невесомости (как будто сам его испытал).
Владимир Иванович Вернадский (1863 –1945) крупный ученый и философ – космист. Подробно обосновал теорию ноосферы. Утверждал что:
1) основное направление эволюции животного мира – «цефализация» (от греч. kephale – голова), то есть совершенствование нервной системы и в первую очередь головного мозга;
2) особенность человека заключается в возможности использования энергии разума и, благодаря этому, преобразовать природу, одухотворить ее;
3) по мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность и появляется ноосфера – сфера разума, его материальный и духовный мир;
4) ноосфера постоянно расширяется и охватывает другие области бытия, таким образом, в будущем она станет ведущей на Земле, а в последствии - переместится в космос.
Александр Леонидович Чижевский (1897 – 1964) биолог, один из основоположников гелиобиологии. Установил зависимость между циклами активности Солнца и многими явлениями в биосфере. Он также создал уникальную и оригинальную философскую систему космической биологии.
Ее суть.
1. Развитие жизни на Земле (биосферы) происходит не только под влиянием внутренних причин, но и находится под сильнейшим влиянием космоса.
2. Определяющую роль, в происходящих процессах на Земле играет Солнце.
3. Всплески активности Солнца влияют на поведение всего живого, его активность, социальные проявления (революции, конфликты, войны).