Философия Высокого Возрождения
Особенности периода.
1. Философская мысль очищается от схоластики.
2. Начинается процесс секуляризации философии (лат. saecularis – мирской, светский) – освобождение от религиозного влияния.
3. Упрочняется принцип антропоцентризма.
4. Утверждается органицизм – природа рассматривается как огромный единый организм.
5. Возникают натурфилософские идеи (лат. natura – природа) истолкование природы как единой целостности. Натурфилософы: а) обосновывали материалистический взгляд на мир; б) формировали научное мировоззрение, свободное от теологии; в) выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Космос едины, а Земля не является центром Вселенной); г) считали, что мир познаваем органами чувств и разумом (а не благодаря Божественному откровению).
6. Утверждается пантеизм – (гр. pan – все + theos – Бог) – течение, где Бог рассматривается не как личность, а сверхличность, существующая в единстве с природой (Бог во всем). Природа сплошь пронизана магическими силами – вплоть до неодушевленных стихий.
Николай Кребс (Кузанский) родился в селении Куза в Южной Германии (1401 – 1464). Получив образование в ряде университетов, становится священнослужителем, а впоследствии - кардиналом (высший духовный сан в католической церкви) и помощником Папы Римского. В Работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании» Кузанский выступает за изучение естественных наук, отстаивает рациональное знание и невмешательство религии в эту сферу деятельности человека.
Основные направления философии Николая Кузанского.
Во-первых, учение о Боге.
Утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Бог у него деперсонализирован – абсолютный максимум, а мир – ограниченный максимум.
а) Бог пребывает во всем, т. е. природа погружена в Бога;
б) Бог есть единство причины и следствия, т. е. творящего и сотворенного;
в) сущность Бога и видимых вещей совпадает, что свидетельствует о единстве мира.
Во-вторых, учение о человеке.
Отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека. Рассматривает его как микрокосм, соединенный с божественным абсолютом, т. е. он являет собой подобие Бога (очеловечившийся Бог).
Таким образом, человек:
а) диалектическое единство конечного и бесконечного;
б) обладает творческой сущностью и полной свободой воли;
в) обладает естественной потребностью к познанию.
В-третьих, учение о познании.
а) познавательные возможности реализуются посредством ума;
б) ум – индивидуален: чувство, рассудок, разум.
В - четвертых, проблема истинности знания.
а) истина неотделима от своей противоположности - заблуждения, как «свет неотделим от тени, без которой он невидим»;
б) истина всегда процесс (а не догма) познания, движения к Богу.