Формы общественного сознания
Общественное сознание включает в себя не только уровни, но и структурные элементы, которые принято называть формами.
Формы общественного сознания возникли не одновременно, а по мере:
а) усложнения общественного бытия;
б) развития и обогащения познавательных способностей человека.
Формы отличаются друг от друга:
1) по предмету (каждой из них отражается та или иная сторона общественной жизни);
2) по способу отражения действительности (наука, к примеру, отражает мир в форме понятий, гипотез, теорий и т. д., искусство – в форме художественных образов, моральное сознание – в моральных нормах, принципах поведения, обычаях, традициях);
3) по присущим им социальным функциям, которые выполняет каждая из форм.
Основные функции форм общественного сознания:
а) познавательная;
б) воспитательная;
в) идеологическая;
г) эстетическая;
д) морального, правового, политического регулирования поведения людей;
е) прогностическая.
Формы общественного сознания:
1) политическое;
2) правовое;
3) нравственное;
4) эстетическое;
5) религиозное;
6) научное;
7) философское.
Каждая из названных форм является особым видом духовного производства.
Политическое сознание – это совокупность идей, которые выражают коренные интересы классов, наций, государств, т. е. потребность общества осмыслить сущность государства, государственной власти и свою роль. Политическое сознание неоднородно, потому что оно охватывает область отношений всех классов, социальных групп к государству и правительству, а также область взаимоотношений между всеми социальными слоями. Политическая оценка действительности зависит от:
а) положения, которое занимает носитель этой оценки (индивид, социальная группа, социальный слой) в данном общественном устройстве;
б) политических интересов;
Центральной проблемой политического сознания (мышления) является устройство государственной власти.
Политическая борьба за определение устройства, задач и содержания деятельности государства приобретает разнообразные формы:
а) гласное обсуждение социальных проблем;
б) парламентские дискуссии;
г) митинги, демонстрации, шествия;
д) социальные реформы;
е) социальные революции.
Следовательно, стержнем социальных столкновений являются политические интересы, которые оформляются в идеологические установки, теории.
Правовое сознание – это осознание и отношение людей к действующему праву, знание меры в соотношении прав и обязанностей, законности и противозаконности, проявляющейся в поведении людей. Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.
Между правом и правосознанием существует тесная взаимозависимость: право воздействует на формирование правосознания, а правосознание реализуется в праве и правосудии.
Основы правосознания составляют:
а) чувство собственного достоинства;
б) совесть и внутренняя дисциплина;
в) взаимное уважение и доверие граждан друг другу;
г) доверие граждан к власти и наоборот.
Правосознание тесно связано с нравственным сознанием. И то, и другое выполняют в обществе единую функцию – регулятивную. Поэтому правовые и нравственные взгляды носят нормативный и оценочный характер. Однако право – есть принудительное требование государства к выполнению «минимума нравственности», который юридически закреплен в законах. Это обеспечивает достижение двух целей:
во-первых, личной свободы;
во-вторых, общего блага.
Понимание права предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно.
Право – необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, то должен ограничить свою свободу, чтобы предоставить свободу другим.
Нравственное (моральное) сознание. Его основу составляет нравственность – исторически сложившаяся система неписаных законов, в которой находят свое отражение представления, нормы и оценки социальных групп. Выполняя, наряду с правом, роль регулятора поведения людей мораль принципиально отличается от него.
Отличия морали от права:
во-первых, мораль присуща любому обществу, в то время, как право появляется в образованном государстве, в котором мораль уже не в состоянии обеспечить общественный порядок;
во-вторых, нравственные нормы поведения поддерживаются лишь общественным мнением, а правовые – силой государства и принимают принудительный характер;
в-третьих, моральные нормы распространяются на такие отношения между людьми, которые не регулируются государством (дружба, товарищество, любовь и т. д.);
в-четвертых, категории морали и права принципиально отличны. Если основными категориями права выступают: законное и незаконное, правомерное и неправомерное, то основные категории морали: добро, зло, справедливость, долг, совесть, честь, достоинство, счастье и др.;
в-пятых, нормы нравственности формируются стихийно.
Истоки нравственности – обычаи, в которых закрепились те поступки, которые по опыту поколений оказались полезными для сохранения и развития общества и человека.
Для нравственности в историческом развитии характерно:
а) преемственность;
б) относительная самостоятельность (каждое новое поколение не создает заново всех норм поведения, а видоизменяет и развивает их);
Но вместе с этим, есть общечеловеческие нормы нравственности, которые являются отражением в сознании людей сложившегося в течение тысячелетий определенного порядка во взаимоотношениях между людьми, обеспечивающего общежитие.
Общечеловеческие нормы нравственности считают величайшим злом: убийство, воровство, насилие, обман, клевету. В них закреплена забота родителей о воспитании детей и забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость и т. д..
В структуре нравственности важное место занимают нормы профессиональной морали.
Профессиональная этика (мораль) – совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а через него – к людям, с которыми он связан в силу специфики своей профессии. Таким образом, профессиональная этика является модификацией, уточнением, конкретизацией требований моральных норм с учетом особенностей профессиональной деятельности.
Эстетическое сознание – осознание общественного бытия в форме конкретно-чувственных, художественных образов. Эстетика (от греческого aesthesis - ощущение) – наука, которая изучает прекрасное в природе, обществе, в человеке, а также общие принципы творчества по законам красоты.
Наиболее ярким выражением эстетического отношения человека к действительности является искусство.
Этот термин употребляется в двух смысловых значениях.
В широком смысле – это мастерство, требующее большого умения и художественного вкуса. Это может касаться любого вида человеческой деятельности (красивый самолет, красивый дом и красивая скульптура).
В узком смысле – художественное творчество как таковое, которое проявляется в музыке, танце, живописи, скульптуре, архитектуре, художественных произведениях, кинофильмах и др.
Оно формирует эстетическое сознание.
Функции искусства:
во-первых, познавательная, произведения искусства являются ценными источниками информации;
во-вторых, воспитательная, искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствования или – падение;
в-третьих, эстетическая, специфическая функция, которая проявляется тем, что воспринимающий произведения искусства человек, пропускает их содержание через свое сердце, эмоции, дает им эстетическую оценку. Формируя в нас эту способность, искусство формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком.
Религиозное сознание – один из составляющих элементов сложного системного явления – религии. Религия – (от лат. religio – набожность, святыня) – мировоззрение, мироощущение и особое поведение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, которые господствуют над людьми.
Основные элементы религии:
1) религиозное учение;
2) религиозные чувства;
3) культовая обрядность (религиозные действия);
4) церковь, как организация.
Религиозное сознание характеризуется тем, что в нем:
во-первых, мир расколот на два мира:
· земной, где живут люди;
· потусторонний, где обитают сверхъестественные существа со сверхъестественными возможностями и господствующие над земным миром;
во-вторых, вера в бессмертие души и загробную жизнь.
Основные функции религии:
1) компенсаторная, состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «царством небесным».Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности);
2) интегративная – объединяя действия, мысли, чувства прихожан религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового;
3) регулятивная – религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей;
4) коммуникативная – религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению. Оно для верующих развертывается в двух планах:
а) общение с Богом и святыми;
б) общение друг с другом.
Религия играла и играет существенную роль в жизни общества и конкретного человека. В связи с крещением Руси к нам пришла грамотность, письменность, западная культура. Церковь способствовала объединению русской нации, укреплению государственности, патриотизма. Православие способствовало формированию общественного сознания, психологии образа мыслей – менталитета нации.